Ряд СМИ со ссылкой на источники в авиапроме сообщили, что на Луховицком заводе, где проходил ремонт самолет «Суперджет», были неправильно установлены два из четырех датчиков угла атаки. Ошибка не была выявлена в ходе двойного контроля операций. Отмечается, что это пока предварительная версия, а не окончательное заключение комиссии.
Известно, что самолет взлетел с аэродрома Третьяково, запросил у диспетчера разрешение на набор высоты в 10 тыс. футов (примерно 3 км) и уходе в зону Внуково, и это разрешение получил. Однако вскоре после этого, примерно в 11:58 мск связь с бортом прервалась. Позже стало известно, что он упал. Два члена экипажа и стюарт погибли.
Как рассказал «МК» пилот со стажем, при такой технической неисправности события на борту, скорее всего, развивались так: летчики начали набор высоты с максимальным углом атаки. Иными словами, задрав нос. Однако для такого режима полета есть ограничения: угол атаки не может быть чрезмерно большим, поскольку в таком положении резко уменьшается подъемная сила на крыле самолета. В какой-то момент она может снизиться до такой степени, что происходит сваливание самолета. Это когда нос самолета клюет вниз и воздушное судно начинает пикировать.
Чтобы этого не произошло, бортовая автоматика предупреждает пилота об опасном режиме и недопустимом угле атаки. В этом случае пилот или автоматика, условно говоря, отдают штурвал от себя (в кабине «суперджета» вместо штурвала джойстик-сайдстик), самолет выравнивается, подъемная сила увеличивается, и полет продолжается.
Однако в случае со злополучным «Суперджетом» автоматика была введена в заблуждение неверно установленными датчиками угла атаки и не выдала никаких предупреждений. Напротив, она еще больше усилила пилотажную ошибку и направила самолет к земле.
Как сказал «МК» пилот, у экипажа на такой малой высоте и при такой небольшой скорости практически не было времени распознать ошибку автоматики и что-то предпринять. Любые манипуляции с органами управления уже бы не помогли.