Сотни людей покинули свои дома, поскольку насилие вновь охватило Порт-о-Пренс после приведения к присяге нового премьер-министра на прошлой неделе, сообщает Associated Press.
Вооруженные люди совершили серию новых нападений в Порт-о-Пренсе, поджигая дома и в течение нескольких часов вступая в перестрелку с полицией, что стало одной из крупнейших вспышек насилия с тех пор, как был объявлен новый премьер-министр Гаити.
Нападения, в результате которых сотни людей были вынуждены покинуть свои дома, начались поздно вечером в среду к юго-западу от главного международного аэропорта, который оставался закрытым почти два месяца.
“Банды начали поджигать все, что попадалось им на глаза, - рассказал мужчина по имени Нене, который из страха отказался назвать свою фамилию. – Я всю ночь прятался в углу”.
Они с другом несли пыльный красный чемодан, набитый одеждой – единственными вещами, которые им удалось спасти, рассказывает Associated Press. Одежда принадлежала детям Нене, которых он вывез на рассвете во время перерыва в боевых действиях.
Районы, где когда-то было оживленное движение и пешеходы, вскоре после восхода солнца стали похожи на города-призраки, и вокруг воцарилась тяжелая тишина, нарушаемая лишь редким блеянием одинокой козы.
Бронированный полицейский грузовик патрулировал улицы, проезжая мимо обгоревших автомобилей и стен из шлакоблоков, на которых кто-то нацарапал “Вив Бабеку” - намек на одного из самых влиятельных главарей банд Гаити Джимми Шеризье (известен под прозвищем «Барбекю»).
Люди, чьи дома не пострадали во время нападений, сжимали в руках вентиляторы, плиты, матрасы и пластиковые пакеты с одеждой, спасаясь бегством пешком, на мотоциклах или на маленьких разноцветных автобусах, известных как "тап-тап". Другие шли с пустыми руками, потеряв все, .
“Справа и слева раздавались выстрелы”, - говорит 47-летний Поль Пьер, который шел со своим напарником в поисках убежища после того, как их дом сгорел дотла. Они не смогли спасти ничего из своих вещей.
Гаитянец рассказал, что ночные бои разлучили детей с их родителями и мужей с женами, когда люди в ужасе бежали: “Все просто пытаются спастись”.
Мартинеда, женщина, которая из страха отказалась назвать свою фамилию, поведала, что осталась без крова после того, как вооруженные люди подожгли ее дом. Она сбежала со своим четырехлетним ребенком, который, по ее словам, пытался убежать, когда поздно вечером в среду началась стрельба.
“Я сказала ему: "Не бойся. Такова жизнь на Гаити”, - сказала она, неся на голове тяжелый груз продуктов, в том числе сливочное масло, которое она надеялась продать, чтобы заработать немного денег и найти новый дом.
Когда ее попросили рассказать о том, что произошло ночью, она сказала: “Стрельба, стрельба, стрельба повсюду! Никто не спал. Все бежали”.
Нападение произошло в районе, контролируемом Шеризье, бывшим офицером элитной полиции, который является лидером могущественной федерации банд, известной как G9 Family and Allies.
Его и других лидеров бандитских группировок обвиняют в скоординированных нападениях, которые начались 29 февраля по всей столице. Вооруженные люди сожгли полицейские участки, открыли огонь по главному международному аэропорту и взяли штурмом две крупнейшие тюрьмы Гаити, освободив более 4000 заключенных.
Эти нападения в конечном итоге вынудили Ариэля Анри уйти с поста премьер-министра и привели к созданию переходного президентского совета, большинство в котором во вторник неожиданно назначило нового премьер-министра: им стал Фриц Белизер, бывший министр спорта. Этот шаг угрожает расколоть совет, состоящий из девяти членов, который был приведен к присяге на прошлой неделе.
В то время как новые лидеры берут на себя руководство страной в разгар междоусобиц, гаитяне требуют, чтобы они уделяли приоритетное внимание своей безопасности, поскольку банды остаются более могущественными и лучше вооруженными, чем национальная полиция Гаити.
По данным ООН, с января по март этого года было убито или ранено более 2500 человек, что более чем на 50% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
По меньшей мере 90 000 человек покинули Порт-о-Пренс всего за один месяц, поскольку банды, контролирующие примерно 80% территории столицы, все чаще нападают на ранее мирные кварталы.