В результате подрыва повреждена опора моста через реку Чапаевку. Громкий взрыв местные жители слышали примерно в шесть утра. Сейчас на месте происшествия работают сапёры и сотрудники Росгвардии. В регионе объявлен план «Загорск» - разновидность региональной системы оповещения населения о возможной угрозе террористического акта. Из-за диверсии в движении грузового и пассажирского железнодорожного транспорта наблюдается задержка. Поезда пущены по резервному маршруту.
«На указанном участке у нас действительно наблюдается задержка. Мы пустили часть составов через Жигулевск, и поэтому задержка будет около двух часов. Остальные электрички стоят, думаем, что с ними делать», - рассказали журналистам в пресс-службе Куйбышевской железной дороги. «В посёлке взрыв было слышно очень хорошо, - рассказала «МК» местная жительница Алла, - Я проснулась где-то в 6 утра от громкого хлопка, даже у машины сигнализация сработала. Было очень страшно, потому что непонятно, что произошло. Потом узнали, что мост взорвали. А знакомый написал, что люди сидели в электричке на Самару больше часа».
Судя по оперативной реакции на случившееся ГУР Украины, без соседской спецслужбы не обошлось. А, возможно, по привычке ГУР готов взять на себя все, что угодно, лишь бы доказать свое «могущество».
В украинском разведывательном ведомстве сообщили, что от взрыва были повреждены силовые конструкции моста. Отмечается, что мост использовался для транспортировки военных грузов, в частности инженерных боеприпасов, произведенных заводом "Полимер". "Учитывая характер повреждений железнодорожного моста, его использование длительное время будет невозможным", - заявляет ГУР. Однако,по данным самарских Telegram-каналов, сорвать логистику у украинских диверсантов не получилось, поскольку мост был повреждён незначительно. Были покорежены металлоконструкции моста, а также ограждение, но бетонная опора моста не повреждена.
По мнению местных жителей, в Самаре и окрестностях нужно усилить безопасность, в частности – охрану мостов и других стратегических объектов. Они, как минимум, должны быть обеспечены системой видеонаблюдения, как максимум – даже небольшие мосты должны охраняться вооруженными людьми с возможностью вызова ВОХРа. Горожане предупреждают друг друга о том, что стоит быть внимательнее, поскольку важный для фронта город мог попасть в «чёрный список» украинских террористов.
О том, как нужно защищать критически важные объекты, «Московскому Комсомольцу» рассказал генерал-майор ФСБ в отставке Александр Михайлов:
«Защищать нужно все объекты специальной и критической инфраструктуры, но как это сделать – хороший вопрос, - считает Михайлов, - Многие объекты не охраняются и охранять их невозможно. Нельзя поставить у каждой трансформаторной будки по милиционеру. Мосты, тоннели и железнодорожные линии всегда были в зоне особого внимания и охранялись Росгвардией. Возможно, что этот мост был небольшой и не такой серьёзный, что позволило диверсантам остаться незамеченными».
— Как можно оценить действия ГУР и украинских диверсантов?
— Если говорить о деятельности украинских спецслужб, то мы видим очень серьёзную активизацию и с одной, и с другой стороны. Много террористических актов и диверсий нашими спецслужбами было предотвращено, но всё предотвратить невозможно, особенно учитывая протяженность наших железнодорожных путей. Другое дело, что нужно выстраивать систему взаимоотношения с людьми. Даже в 90-е годы, когда на коллегии КГБ обсуждалась концепция охраны государственный границы, было ясно, что эффективно обеспечить её техническими средствами полностью невозможно. Это значит, что нужно работать с людьми. С теми, кто живёт там и знает всех местных жителей, видит посторонних персонажей. Кто знает знакомых, вынашивающих преступные намерения. Сегодня у нас это фактически ушло, и с общественностью мало кто работает. Нужно выстраивать систему общественного оперативного контроля за инфраструктурой.
— Можно ли вспомнить исторический опыт, когда безопасность в государстве была организована грамотным образом?
— 24-ого февраля 2022 года мы проснулись в другом государстве. Многие люди занимаются сбором гуманитарной помощи, везут её в зону СВО, плетут сети для военных. Это хорошо, но этого мало. Нужно вспомнить всё, что делалось в Великую Отечественную Войну, когда были не только военные, но и гражданские патрули, когда люди даже на крышах дежурили. К сожалению, всё сейчас построено на коммерческой основе. Есть грант – будут дежурить, нет гранта – не будут. Но в Советском Союзе выстроить такую систему было проще, ведь все предприятия были государственные, и государство могло обязать партком или директора завода создать отряд дружинников и определить, совместно с органами внутренних дел график патрулирования. Кроме того, дружинник был защищён законом. Но и сейчас каким-то образом систему выстраивать надо, привлекать людей в добровольном порядке, а кого-то в обязательном. У нас очень много людей, которые завершили свою службу в органах безопасности, в органах внутренних дел. Которые имеют опыт и навыки оперативно-розыскной деятельности, у которых развита интуиция. Но и сами граждане могут объединится и нести патрулирование, например, вокруг своих домов.