Все эксперты едины во мнении, что подобрать площадку для экстренной посадки и безупречно ее выполнить на грунт так, что никто из пассажиров не пострадал, это безусловно говорит о высоком мастерстве пилотов. Однако причины, которые заставили экипаж принять такое решение, должны быть расследованы самым тщательным образом, так как здесь возникают вопросы.
Вот что по этому поводу говорят летчики.
Владимир Сальников – летчик с 40-летним стажем, в недавнем прошлом командир экипажей самолетов Ил-96, Суперджет-100:
- Моё мнение такое: на любом самолете имеется не одна гидросистема. К примеру, на Ил-96 их четыре. И если по какой-то причине из одной системы гидрожидкость ушла, вытекла, то другая система все равно остаётся в рабочем состоянии. Да, при этом изменяется скорость движения рулей, так как давление в системе уже меньше и воздействие на рулевые поверхности меньше, но тем не менее самолёт управляемый, он летит.
- Но если и в других гидросистемах тоже идёт утечка гидрожидкости?
- Такой вариант сложно представить. Это, конечно, экстренный случай. Чтобы не допустить полной утечки гидрожидкости во всех гидросистемах, летчики могли принять решение сесть в поле. Если они, допустим, поняли, что не смогут с таким отказом долететь до ближайшего аэродрома в Новосибирске.
- Может быть, такой отказ гидросистемы Airbus A320 связан с тем, что сейчас для европейских самолетов из-за санкций, как считают многие, не хватает запчастей и не проводится должным образом техобслуживание?
- Нет. Здесь, скорее всего, какие-то другие причины, так как элементы гидравлической системы – трубки, гидронасосы – это комплектующие длительного действия. Они устанавливаются и работают на самолёте от момента начала его эксплуатации вплоть до капитального ремонта. И уже во время капремонта происходит их обслуживание. Тогда уже эти трубки, гидронасосы смотрят и, в случае если есть необходимость, меняют.
Когда самолет проходит более легкие формы обслуживания, допустим, если налетал 500 часов и его загоняют в ангар, то осмотр происходит по упрощённой схеме. После чего самолет снова допускается к полетам.
Так что здесь в причинах такого решения экипажа предстоит разбираться следствию.
- Но в любом случае летчики ведь молодцы, что сумели в экстремальных условиях посадить самолет?
- Да, такой самолет посадить на поле непросто. В советские времена, когда я ещё только окончил лётное училище и мы летали на легкомоторных самолётах Ан-2, нас учили подбирать площадки в поле для экстренной посадки. Такие навыки остаются на всю жизнь.
Хорошо, что и сейчас эти навыки есть у современных летчиков. Это не самая легкая задача – подобрать площадку, чтобы сесть. Но если это было пшеничное поле - оно, как правило, ровное. Никаких буераков, оврагов, кочек. И тут отлично сработал глазомер и расчет лётчиков. В общем, они молодцы, что посадили Airbus A320 так, что все остались живы.
А вот как оценил ситуацию на условиях анонимности летчик, летающий на Airbus A320:
- Хочу уточнить: на Airbus A320 имеются три гидросистемы. Две из них основные и третья резервная. В ней, конечно, меньше гидрожидкости, но тем не менее она рабочая.
Получается, шасси они выпустили, даже неуправляемое носовое колесо, стойку. Если двигатели и хоть одна гидросистема работали, они обязаны были лететь в аэропорт в пункт назначения до Омска, или на запасной – до Новосибирска и произвести посадку на аэродроме, чтобы не подвергать опасности жизни пассажиров.
По какой причине они приняли решение произвести посадку в поле, это пока неясно, если двигатели все-таки были рабочие. Даже если один рабочий, самолёт в этом случае летит. И летит на аэродром. Решение сажать самолет в поле могло быть только в случае, если оба двигателя отказали. В этом случае летчики правильно сделали. Но тут уже надо разбираться следователям.
Читайте интервью «Командир экипажа севшего в поле самолета рассказал, как решил аварийно сесть»