МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Владелец АЗС объяснил механизм взрыва в Махачкале: «Строят, что хотят»

Чаще всего арендаторы соседних строений даже не предупреждают владельцев бензоколонок

Собственники АЗС в регионах России сочувствуют владельцу сгоревший дагестанской автозаправки. «На его месте может оказаться любой, мы никак не способны повлиять на своих соседей и на то, что они хранят на своих складах», – объясняет бизнесмен Максим, владелец более десятка автозаправочных станций. «МК» выяснил, насколько безопасны российские бензоколонки и может ли повториться махачкалинская трагедия.

– Я вам расскажу как собственник АЗС, что это проблема вообще не собственника – что, где и у кого хранится, – пояснил мой собеседник. – Мы иногда даже не знаем владельцев находящихся рядом территорий и складов. 

Есть регламент, разработанный МЧС и согласованный с властями, по которому ты понимаешь, как конкретно тебе нужно расположить либо надземные, либо подземные резервуары, как ты должен отступить от жилых домов, от детских площадок и так далее. Чаще всего добросовестные собственники АЗС все это учитывают, но повлиять на соседних арендаторов мы не можем.

То есть собственник махачкалинского АЗС, где произошло ЧП, вполне мог не знать, что рядом находятся склады с аммиачной селитрой?

– Собственник АЗС и не обязан знать по закону, что происходит за забором у соседа. Надо смотреть, были ли соблюдены пожарные разрывы на самой АЗС – они прописаны в СП-156, в требованиях пожарной безопасности на заправочных автомобильных станциях. Владелец соседней территории при застройке обязан согласовывать свои пожарные разрывы.

Да, бывает такое, что строишь АЗС, соблюдаешь все нормы, а потом администрация распродает землю, и новые ангары по соседству возводятся уже без учета внимания на твой резервуарный парк. Все это может привести к масштабным проблемам.

–​ А подо что соседние к АЗС ангары в принципе могут сдаваться? Есть какие-то законодательные запреты?

– Подо что угодно – под селитру, лакокрасочные изделия, под пиротехнику… Бывает такое, что некоторые коммерсанты строят некапитальные строения и вообще не ставят их на учет.  

Случается, что мы как собственники АЗС начинаем первыми бить тревогу и выяснять, что же там происходит. Но обычно разговоры остаются разговорами.

Единственное – когда выезжает МЧС с проверками, можно нажаловаться и попытаться повлиять на происходящее. Например, у меня была ситуация, когда на расстоянии десятка метров от нашей АЗС расположили покрасочную камеру для авто. Никто со мной это и не собирался согласовывать. Многие арендаторы таких дешевых складов еще и экономят на современных пожарных сигнализациях.

Существуют ли правила поведения на сервисе, минимизирующие возможность возникновения чрезвычайной ситуации?

– Надо смотреть регламент конкретного типа заправки. Но есть общие правила. Например, 90% собственников автомобиля вставляют в бак пистолет, не заглушая двигатель. Это ошибка. Если нет заправщика, идти платить со вставленным пистолетом в бак тоже нельзя. Техника имеет свойство ломаться или давать осечку. Иногда топливо вдруг в самый неподходящий момент начинает литься на землю... 

Еще существует правило заправки канистры. Когда люди наливают бензин в старую железную тару, автомобили, бывает, загораются прямо на АЗС. Для этих целей всегда есть в продаже пластиковая тара, которую можно использовать без опасений.

–​ А если уже начался пожар, то что делать?

– Покинуть АЗС незамедлительно. Если вы за рулем, то уехать. Если находитесь не в машине, то лучше к ней не возвращаться.

–​ На Северном Кавказе есть какие-то нюансы работы АЗС или особенности применения техники противопожарной безопасности?

– Возможно, там действуют свои пожарные минимумы. Это минимальные требования, которые предъявляются к строительству АЗС. В каждом регионе – свой порядок согласования пожарного минимума. Например, в некоторых городах-миллионниках можно строить АЗС на берегу рек и водоемов. Знаю крупный мегаполис, где АЗС располагается прямо под торговым центром. Если подобное расположение устраивает проверяющие органы – почему бы нет.

Но обычно для того, чтобы это разрешили, надо отработать определенный алгоритм действий с пожарными в случае возникновения ЧП. Бывает так, что проходят учения, а разрешения потом так и не дают.

Читайте материал «Появился первый подозреваемый по делу о взрыве в Махачкале: торговал опасным газом»

Кадры последствий взрыва на АЗС в Махачкале: десятки погибших

Смотрите фотогалерею по теме

Узнавайте первыми о происшествиях: подпишитесь на канал «Срочные новости» в Telegram.

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах