Съемку сопроводил мольбой о помощи. «Здравствуйте, можно анонимно, пожалуйста! – пишет респондент. – 18 марта, урок физры. Учитель на каждом уроке кричит и иногда издевается, и заставляет делать то, что ты уже не в силах…»
Что до самого ролика, который идет несколько секунд, то по звуку там сложно что-либо разобрать. Учитель на другом конце зала обвиняет мальчика. Слышится: «Зачем снял?», вероятно, речь как раз идет о кроссовке, которую педагог держит в руках, прежде чем применить для наказания.
Снимают сценку исподтишка, прикрыв телефон ладонью. «Ну ты снял (это)?», – спрашивает мальчишеский голос.
Оказалось, об агрессивной учительнице с кроссовкой осведомлены в управлении образования Красноярска. В ведомстве сообщили, что по поводу этого инцидента, в школе №19 проведена служебная проверка. Учительница написала объяснительную, раскаялась и получила выговор. «Также проведена беседа о неукоснительном соблюдении педагогической этики», – добавляют в управлении образования. Подчеркивая, что после происшествия «за последние три года жалоб на педагога не поступало».
Летом дети разъехались по дачам и лагерям отдыха. Но «МК» удалось найти родителей ученика школы №19 в Красноярске, которые смогли прокомментировать ситуацию.
- У нас небольшая школа, – сообщает Евгения (имя изменено), мама ученика 6-го класса. – Вдвойне обидно, что наша школа имени Седельникова так «прозвучала». У нас очень хорошая директор, у нас разные творческие кружки и лучший школьный музей в городе. Преподаватель физкультуры, она, мягко говоря, старой закалки. Ей уже под 70. У нее все дети либо спортсмены-чемпионы, либо никто. Нам повезло, сын растет спортивный. А другие ребята и раньше страдали от ее, скажем так, критики и высоких требований. Но и дети сейчас не такие, как раньше, они отвечают. Она этого не терпит совсем. Вот, наверное, ролик и стал результатом конфликта. Мальчика этого я знаю. Он не хулиган. Ничего нарочно он не подстраивал. Верю, что на уроке так все и было.
Евгения добавила, что история обсуждалась в родительских чатах. И многие сошлись во мнении, что педагогам нельзя навязывать детям порядки и нормы 30-летней давности. Но и работать в школе особо некому. Заслуженная учитель физкультуры при случае еще и русский язык с литературой заменяет…
Физкультура в последнее время вообще на повестке дня. После нескольких резонансных историй, когда после уроков «физры» школьникам становилось плохо, и даже летальные исходы случались, в Госдуму внесли поправки в законы об обеспечении здоровья и «Об образовании». Скорее всего, к 1 сентября их утвердят. Закон обяжет родителей сообщать в школу о текущих диагнозах детей. Сейчас такая информация считается медицинской тайной, и родитель имеет право сообщать в школу о болезнях детей или нет. Включая даже неврологический статус, сердечные и другие серьезные заболевания.
На основании медсправки и заявления от родителей школа будет устанавливать порядок допуска ребенка к занятиям физкультурой. Можно добавить, что эксперты давно призывают пересмотреть школьные нормативы по физкультуре в сторону снижения нагрузки. Сформированы они были еще тогда, когда «деревья были большими», пломбир по 20 копеек, и дети, возможно, покрепче современных.
- К сожалению, в последнее время стало общим местом как появление подобных роликов, так и выгораживание учителя, – говорит психолог Марьяна Разумовская. – Иногда «адвокатов» больше, чем тех, кто жалеет детей. Мол, современные детки сами виноваты - они кого хочешь, доведут… Кричать или обвинять ребенка учитель не имеет права. Учитель не просто взрослый или значимый взрослый – этот человек закончил университет. Его профессия требует взаимодействовать с детьми. Применяя знания по возрастной психологи, конфликтологии, коммуникативным навыкам, полученные в университете.
Поэтому никакую агрессию, вербальную или физическую, нельзя оправдать, ссылаясь на возраст или, допустим, советскую систему педагогики – там это не было в порядке вещей. Даже простое повышение тона, без обзывательств и, тем более, рукоприкладства – проявление агрессии к ребенку. Неизвестно, как такие прилюдные нападки могут сказаться на формирующейся психике. Здесь, кажется, ребята на стороне своего одноклассника, которого обидели. А что, если его в классе и без того травят?..
Надеюсь, что к деятельности этого учителя в школьной администрации теперь проявят больше внимания. Иначе такой тип поведения может превратиться в асоциальный. И люди старшего возраста тут в группе риска.