Мехман Халилов — один из лучших самбистов Азербайджана, член национальной сборной, призер международных соревнований. Параллельно с собственной спортивной карьерой 29-летний мужчина готовил к состязаниям юных борцов. Одну из таких школ в Сумгаите посещал семилетний Фарид Бакаров.
Кадры, которые попали на запись видеокамеры, установленной в спортзале, шокируют. Халилов хватает ребенка за уши, поднимает в воздух, трясет, пинает ногами. Мальчик не может подняться на ноги, падает. Но Халилова это не убеждает. Он поднимает ребенка за шею, бросает на пол и продолжает отрабатывать приемы ногами на лежачем мальчике, который уже, кажется, потерял сознание.
«Ужас, нет слов, ему надо в дурку», — такими словами характеризуют в соцсетях выдающегося спортсмена. По факту возбуждено уголовное дело по статье 126.3 УК ("Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего"). Мехман Халилов задержан.
Трагичная история, произошедшая в Азербайджане, — не единичный случай. По данным Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ), насилие над детьми является проблемой в любом обществе, и происходит это в семье, школе и детских учреждениях.
Об этом «МК» поговорил с практическим психологом, членом ассоциации когнитивно-поведенческих психотерапевтов Татьяной Сушковой.
— Распространена ли проблема насилия над детьми в спорте?
— К сожалению, такая проблема есть. Если мы касаемся именно профессионального спорта, то от детей там часто требуют рано стать взрослыми. На них возлагаются большие физические нагрузки, но кроме того, очень большая моральная нагрузка.
С одной стороны, давят родители, которые хотят, чтобы их ребенок стал чемпионом во что бы то ни стало. С другой стороны, давит тренер. Потому что для него достижения его подопечных равняются его личным достижениям. И он, конечно, может быть слишком требователен. Ребенок же окружен авторитетами – родителей и тренера, может, какого-то кумира из числа профессиональных спортсменов – и потому он терпит многие вещи.
Потому что – дисциплина. Потому что спорт – это «превозмогать». И вот тут-то кроется проблема: очень тонка грань между дисциплиной и жесткостью. Ведь тренеры, будучи в спорте с детства, сами подвергались психологическому и физическому насилию, а потому не считают оплеухи или пинки чем-то выдающимся. Хуже, когда тренер начинает переносить на подопечных какие-то личные проблемы и отыгрываться на них за свои неурядицы, – ведь дети ответить не могут. И вот это уже непрофессионально и недопустимо!
— Проходят ли педагоги таких дисциплин, как единоборство, какую-либо психологическую экспертизу, прежде чем быть допущенными к детям?
— Каждая профессия имеет свои правовые нормы, которые должен соблюдать специалист и которым должен соответствовать. В работе с детьми это особенно важно – тут человек в обязательном порядке должен изучать психологию, педагогику. Он должен в установленный законом срок подтверждать свою квалификацию. И, конечно, над ним всегда есть общественный контроль. В случае если есть какие-то жалобы, подозрения, если родители или дети говорят, что он ведет себя неподобающе – сразу должна проводиться проверка. И, безусловно, специалист должен пройти психологическую экспертизу, чтобы работать с детьми.
— На что обращать внимание родителям, чтобы распознать угрозу для детей со стороны педагога?
— Очень важно, чтобы ребенок на секции чувствовал себя в безопасности, чтобы ему было там психологически комфортно. Если тренер слишком эмоционален, прибегает к телесным наказаниям, психическому или физическому насилию – это повод обратиться к руководству или вовсе забрать ребенка.
И обязательно нужно рассказывать ребенку про его личные границы, которые нарушать никто не может. Условно: что с ним можно делать, а чего нельзя. Конечно, спорт связан с преодолением, и это тяжело. Но даже в самой жесткой дисциплине неприемлемо воздействовать на ребенка физически, унижать его – тем более.