— Химическая реакция при взрыве взрывчатого вещества протекает со сверхзвуковой скоростью, — говорит профессор Комаров. — В тротиле это — 3,5 километра в секунду, в гексогене — 5 км в секунду. А акустическая волна, в свою очередь, движется со скоростью 340 метров в секунду.
Ударная волна набегает на препятствие, будь то стена, какой-то датчик на стене или человек, и отражается от него. Гуляет в этом помещении туда — сюда — обратно. И у нее поражающий эффект возрастает. По оценкам военных и гражданских специалистов, поражающее свойство, в частности — импульс, возрастает в 8 раз. Находящиеся там люди попадают как бы под отбойный молоток. Вот в чем особенность взрыва в замкнутом помещении. Оно становится ловушкой.
Профессор Комаров говорит, что каждое покушение, как, например, и автоавария, не похоже одно на другое.
— Разрушения и поражения зависят от места, где находится взрывчатка. Если, например, снаряд прилегает к стене, или подложен под какую-то балку, он их просто срежет. Если 200 граммов взрывчатки в тротиловом эквиваленте положить в центре комнаты и выйти, то взрыв оставит в полу небольшую воронку.
Ударная волна — это один поражающий момент. И вторичный поражающий фактор — если разлетается какая-то оболочка. Например, металлические осколки гранаты, или та же гипсовая статуэтка, куда могли поместить взрывчатку. Надо учесть и то, что стоит с ней рядом.
— Мощность заложенного взрывного устройства в кафе могла быть и 200 граммов в тротиловом эквиваленте, и больше?
— 200 граммов взрывчатки — по размеру это как кусок хозяйственного мыла. Этого вполне достаточно, чтобы разнести все в помещении кафе. В гранате, например, 50 граммов взрывчатки. Но та же «лимонка» поражает все живое осколками на расстоянии 150 метров.