МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Как стать акционером

Почему Иван Кокота передал часть ценных бумаг некогда государственных предприятий своим наследникам?

До осени 2022 года имя Ивана Кокоты было известно только узкому кругу специалистов, которые работают в индустрии металлоконструкций для крупных инфраструктурных проектов в России. Автодорожные, железнодорожные мосты и мостовые переходы через реки, пешеходные, метромосты и эстакады, стадионы, крупнейшие промышленные объекты – все это стройки федерального значения, завязанные на многомиллиардные госконтракты. 

Фото: Геннадий Черкасов

Теперь же к бизнесу одной из компаний, которые Иван Кокота в определенной степени контролирует или является акционером, возникают вопросы у налоговых органов. А юристов и экспертов, посвященных в эту тему, больше тревожит вопрос «чистоты» приватизации некогда народных предприятий, построенных еще во времена СССР, а также почему ему и его наследникам принадлежит часть акций?

Курганские налоговые проверки

Впервые Иван Кокота появился в поле зрения прессы, когда на Урале сразу несколько местных СМИ обнародовали результаты налоговой проверки ЗАО «Курганстальмост», в том числе связанной со строительством стадионов для проведения чемпионата мира по футболу в 2018 году. В частности, упоминался стадион «Ростов Арена».

«Из решения ИФНС России по г. Кургану № 20-19/2064 следует: «на основании ст. 101 НК РФ привлечь к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения ЗАО «Курганстальмост», а также начислить пени по состоянию на 29 июля 2022 года». Далее указано 10 случаев недоимок в бюджет на общую сумму 144 миллиона рублей. Речь идет о заявленных предприятием вычетах по НДС в отношении контрагентов ООО «Транспортные решения» и ООО «ТД «Форум». Кроме того, налоговики обнаружили факт обналичивания ЗАО «Курганстальмост» средств по госконтракту при строительстве «Ростов Арена». Около миллиарда рублей прошли по цепочке от генподрядчика в Курган, а далее в московские компании», сообщает ИА «УРАЛИНФОРМБЮРО». «Впрочем, гендиректор Дмитрий Парышев отвергает часть обвинений», говорится в материале агентства.

СМИ, опубликовавшие эти статьи, в том числе «Правда УрФО», предположили, что «контракты в рамках подготовки к мундиалю «Курганстальмост» мог получать при участии Ивана Кокоты». В одном из этих материалов он был назван человеком, «оказывающим значительное влияние на индустрию мостостроения России». В связи с появлением этих публикаций выяснились  некоторые подробности о профессиональной деятельности этого человека.

Оставим налоговикам разбираться в правонарушениях, которые, по их мнению, допустило АО «Курганстальмост». Уверены, в их компетенции довести это дело до логического завершения.

Мы же приглядимся, кто, как и почему стал совладельцем предприятий, которые в свое время являлись гордостью целой индустрии.

Директор и акционер одновременно

Итак, Иван Иванович Кокота. Личность в национальной индустрии мостостроения легендарная. Именно он долгое время возглавлял созданный в 1971 году приказом  Министерства транспортного строительства СССР флагман отечественного мостостроения трест «Мостостройиндустрия». В его состав, кстати, входили еще два гиганта: «Курганстальмост» и «Воронежстальмост».

После приватизации и череды изменений организационно-правовой формы трест преобразовали в ОАО «МСИ». С 1991 по 2016 г. – он генеральный директор (как раньше было принято называть «красный директор») ОАО «Мостостройиндустрия». С  июня 2017-го по ноябрь 2021-го Иван Кокота входит в состав  Совета директоров АО «МСИ». Одновременно Иван Кокота являлся акционером этой компании.

Ранее мы отметили, что «Курганстальмост» являлся «дочкой» треста «Мостостройиндустрия». Сейчас, по данным ИА «УРАЛИНФОРМБЮРО», «74% акций ЗАО «Курганстальмост» в руках вдовы Валентины Парышевой. У Кокоты блокирующие 25%, вместе с дочерью он входит в Совет директоров предприятия». Вместе с Валентиной и Сергеем Парышевыми он также владеет ООО «Курганстальмост – Лес» (25 %). 

 «А в некоторых компаниях он или находится в скрытом от глаз списке акционеров, или представлен детьми – сыном Александром и дочерью Ольгой. Последняя, к примеру, была совладельцем «Воронежстальмоста» и «ВУК-Сервис», входила в Совет директоров «Мостостройиндустрии» и «Воронежстальмоста», по сей день в Совете директоров «Курганстальмоста», сообщает ИА «УРАЛИНФОРМБЮРО».

На официальном портале Прайм Раскрытие размещены копии Годовых отчетов АО «Воронежстальмост» с 2015 по 2022 год.

Согласно Годовому отчету за 2015 год, Иван Кокота как член Совета директоров владел долей в уставном капитале компании в размере 14,98 %. Там же он указан как генеральный директор ОАО «Мостостройиндустрия».

В Годовом отчете за 2017 год указано, что им «в течение отчетного 2017 года: произведено дарение Кокоте О.И. доли в уставном капитале Общества в размере 7,5%».

В Годовом отчете за 2018 год имя Ивана Кокоты среди владельцев акций АО «Воронежстальмост» уже не упоминается, вместо него в Совет директоров введена Кокота Ольга Ивановна. В отчете указано, что с 2017 года она «не работает».

И, наконец, в последнем опубликованном Годовом отчете АО «Воронежстальмост» за 2021 год имя Кокоты О.И. «исчезает» из списка Совета директоров компании и вместо нее появляется предположительно ее брат Александр Иванович Кокота, с долей в уставном капитале в размере – 7,49%.

Стоит отметить, что из всего Совета директоров «Воронежстальмоста» у А.И. Кокоты самый большой пакет акций компании.

Мы можем только предполагать, почему Совет директоров соглашался на смену акционеров, которые носят одну и ту же фамилию.

Восстановление исторической справедливости

На фоне продолжающихся громких судебных процессов, связанных с уводом миллиардов рублей из госконтрактов (вспомним недавнюю историю о завершившемся суде над братьями Магомедовыми), внимание к «Курганстальмосту» у компетентных органов может возрасти.

А еще хочется задать вопрос: как г-н Кокота стал акционером еще в 90-х, а потом оставил себе и своим наследникам часть акций некогда государственных «народных» предприятий?

Сейчас у всех на слуху пример компании «Норникель» и ее президента Владимира Потанина. Он заявил о намерении  увеличить количество акций, которыми владеют физические лица, и передать часть акций компании ее работникам.

Относительно «Норильского никеля» Потанин говорит о восстановлении исторической справедливости. Когда компания была приватизирована, то около 25 % акций принадлежали работникам. Но, к сожалению, они не смогли в полной мере воспользоваться преимуществом такого положения и продали акции. Он же хочет добиться того, чтобы они вернулись к людям, в том числе к работникам компании.

Кстати, о наследии эпохи приватизации говорил и Владимир Путин в своем недавнем послании Федеральному собранию.

«В разговорах на кухне люди наверняка припомнили и приватизацию 90-х годов, когда предприятия, созданные всей страной, уходили за бесценок, и показную, демонстративную роскошь так называемых новых элит», – отметил тогда Президент.

Мы будем следить за развитием ситуации.

Узнавайте первыми о происшествиях: подпишитесь на канал «Срочные новости» в Telegram.

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах