СПРАВКА "МК"
Дом для бездомных организовал в 2019 году пастор Евангельской церкви Андрей Смирнов. Он снял помещение в аренду у местной жительницы, также приобрел у нее небольшой магазин по продаже комбикормов, расположенный в пристройке.
Мать Андрея Смирнова рассказала, что ее сын — бывший наркоман. Именно в те времена молодой человек и попал под статью (проходила информация, что пастор судим за кражу) — стащил золотую цепь у бабушки, чтобы обменять на наркотики. Потом Смирнов несколько лет лечился в Бийске и в результате навсегда избавился от пагубной привычки. Тогда он и заинтересовался евангельским христианством. «Когда я «торчал», я и в нашу церковь ходил, мне ничего не помогло. Помогла мне именно эта вера», — объяснял он смену вероисповедания своей матери.
Постояльцев в центр на Таврической улице привозили со стороны. О доме для бездомных знали в полиции, более того, оттуда тоже поставляли клиентов. «Берут возле магазина назойливых попрошаек, звонят потом Андрею: «Возьми, пожалуйста, еще пару человек», — рассказала мать Смирнова. — Я просто слышала этот разговор. А он говорит: «Да мне некуда, у меня даже постельных мест нет, не считая матрасов, подушек. Куда их положить?». Однако в итоге бродяг все равно размещали в ночлежке.
Незадолго до пожара Смирнов делился с родными своими проблемами. В частности, он упоминал, что опять барахлит котел, от которого топится помещение. Причем до этого агрегат неоднократно ремонтировался, однако результата это не приносило. «Посмотри, температура повышается, а в доме не теплеет», — жаловался он.
Эксперты и следователи также склоняются к версии, что именно котел спровоцировал страшный пожар. Кстати, обслуживанием агрегата последние два года (сама ночлежка существует около трех лет) занимался один и тот же истопник.
Погибшие люди — преимущественно асоциальный контингент, хотя среди постояльцев ночлежки были не только спившиеся алкоголики. «Там даже две свадьбы сыграли», — рассказывают те, кто был вхож в дом для бездомных. Однако примерно две трети жителей — больные люди, которые живут исключительно на таблетках.
Хозяйка дома Оксана Горнева пояснила, что сдала его в аренду с последующим выкупом. Не так давно договор аренды истек, но Смирнову не дали кредит, и он не смог выкупить здание, поэтому попросил отсрочку. Также Горнева подтвердила информацию о претензиях пожарной инспекции к приюту.
— 7 декабря пожарные приходили в этот дом с проверкой, — пояснила она. — И мне никто ни разу раньше не говорил, что пожарные приезжали с проверкой, нашли какие-то нарушения. Даже мой телефон никто не дал. Только недавно я нашла извещение в почтовом ящике, тогда и поехала в инспекцию разбираться. Даже сказала: если поможете мне их оттуда выселить, я буду только рада. В пожарной инспекции сказали не волноваться — сказали, что составляем документы, готовим их в прокуратуру, через суд будем их выселять.
— Почему пожарные не закрыли этот дом престарелых?
— Они туда приходили с проверкой, но им никто не открыл. Не пустили в дом. Они подняли документы, выяснили, что я собственник, и по почте направили мне уведомление, чтобы я дала объяснение.