В Объединенной авиастроительной корпорации пояснили, что Су-30СМ выполнял приемо-сдаточный полет. Истребитель летал без боекомплекта. Как рассказывают очевидцы, падал он практически вертикально. Самолет рухнул на двухэтажный дом, начался пожар, который достиг 200 квадратных метров. Этот дом — на двух хозяев. Одна семья, незадолго до падения самолета, уехали из дома по делам. Вторая хозяйка квартиры, Ольга Милешина, рассказала журналистам, что в момент крушения Су-30, ее также не было дома. Женщина вышла во двор в маленькую пристройку. Потом ей чудом в дыму удалось вывести из своей половины семилетнего сына и маму.
— Произошедшее еще раз доказывает, что нельзя ничего строить в районе аэродрома, — говорит генерал-майор. — Весь это бардак начался в 90-е и в 2000-е годы. Вот вам демократизация этих процессов и ослабление тех требований, которые были разработаны еще в Советском Союзе. Я занимался этим вопросом и хочу сказать, что около 50 аэродромов и аэропортов в России также являются угрозой для безопасности жизнедеятельности наших граждан.
Владимир Попов говорит, что на месте, где сейчас расположено авиапредприятие, в годы Великой Отечественной был завод.
— Рядом с железной дорогой построили сначала заводские цеха. Шла война, надо было быстрее разгружать танки и тут же начинать работать. Потом эту базу оставили, не стали передвигать, так как в нее были вложены значительные средства. Во время войны рядом с цехами появились бараки, жилая застройка для рабочих. Потом эти казармы превратились в жилой фонд.
Генерал-майор напоминает, что в 1997 году уже падал самолет Ан-124-100 на жилой дом по улице Гражданской в Иркутске.
— Тяжелый транспортный самолет «Руслан» грузоподъемностью 120 тонн перевозил тогда во Вьетнам два истребителя Су-27, которые были собраны на Иркутском авиационном заводе. Во время вылета из Иркутска у него отказали 3 из 4 двигателей. Поднявшись на высоту 66 метров, он потерял управление и рухнул на жилые дома микрорайона Авиастроителей. Я помню страшные фотографии, где хвост лежит на одном из домов, кругом – пепелище. Баки «Руслана» были залиты под завязку, это почти две железнодорожные цистерны. Тогда погибли 72 человека — 23, кто находился в самолете (14 пассажиров и 9 членов экипажа) и 49 человек — на земле.
— Что могло произойти на борту истребителя Су-30СМ, который выполнял испытательный полет?
— У меня сейчас спрашивают, как могло произойти крушение, в Ейске самолет, который рухнул на жилую многоэтажку, пилотировали лейтенант и старший лейтенант, а тут — летчики-испытатели. Да, они хорошо подготовлены, но отказ техники — есть отказ техники.
Мы проводим испытания, когда самолеты сходят с конвейера. Говорим, что должны их «обжать» на больших скоростях, на больших высотах, должны прогнать их с резким изменением градиенты перепада давления. Потому что все детальки должно как-бы притереться, «обжаться». Это так и называется — полет на «обжатие». Это значит, на разгон скорости, на большую высоту, и снова — на снижение, чтобы перепады давления были большие.
По словам очевидцев, испытание выполняли сразу два борта Су-30СМ. Один истребитель сел, а второй продолжал летать. При этом пилоты 20 минут не выходил на связь. Второй борт вновь поднялся в воздух. Когда экипаж приблизился к истребителю, летчики увидели, что их коллеги сидят, свесив головы. Когда топливо закончилось, Су-30СМ рухнул в районе Ново-Ленино.
— Вполне возможно, что произошла разгерметизация кабины или отказ кислородного оборудования. В зависимости от высоты полета, в кабину осуществляется редуцированная подача избыточного давления. До 4 тысяч метров мы используем практически атмосферное давление или чуть больше. Выше 4 тысяч метров и до 7 тысяч — в обязательном порядке подается уже избыточное давление. Свыше 7 тысяч — практически начинается редуцированная подача так, чтобы в кабине было избыточное давление, но не максимальное, чтобы не разорвало фонарь, не разорвало самолет.
Также включается подача кислорода в маску уже большего процента содержания. Это называется — парциальное давление. Идет подача кислорода в маску вместе с воздухом. А там, где-то уже перекрывается и идет уже чистый кислород. Это нужно для того, чтобы создать благоприятный переход от смеси с воздухом на чистый кислород. Чтобы организм работал достаточно физиологично, чтобы не было кислородного голодания в крови. Мы дышим не только через легкие, но еще где-то на 25% — кожей. Почему и надо нам создать в кабине большое парциальное давление. Для того, чтобы кожа тоже дышала. Для того, чтобы это сочетание было правильным, а точнее, физиологичным, жизнедеятельность летчика не нарушалась, работает автоматика. Она, кстати, очень надежная. Случаи отказа бывают очень редко. И это, к сожалению, как мы видим, может привести к трагическим последствиям.
Понятно, что, если летчики были без сознания, они не могли уже не катапультироваться, не направить куда-то в другое место самолет.
— Крайне редко бывает, чтобы сразу оба два пилота теряли сознание. Обычно, у одного организм — посильнее, у другой — послабее, один — более готов, другой — менее готов. А тут сразу у двоих резко оборвалось сознание. Возможно, что они крутили какой-то пилотаж с перегрузками. О том, что произошло на борту, можно будет точно сказать, когда будет найдена записывающая аппаратура, «черные» ящики. Специалисты все разложат по секундам. Пока мы может только предполагать. Вариантов может быть несколько.
Для расследования крушения создана комиссия.
Читайте также: "Эксперты оценили версию «бессознательного» полета экипажа "Су-30": три случая"