Из законного наследника имущества своего отца Денис Касьяненко превратился в фигуранта сразу нескольких уголовных дел. Главное обвинение – заведомо ложный донос (статья 307 УК РФ). По версии следственных органов полиции Ростовской области, Касьяненко-младший якобы оговорил свою мачеху и сводную сестру, обвинив их в незаконном завладении долей в наследстве. Вместо того чтобы добровольно отдать Денису его долю, которую у него забрала Елена Касьяненко обманом в 2015 году.
Как пишет «Российская газета», 2 сентября 2015 года скончался отец Дениса – депутат ростовского Законодательного собрания Владимир Касьяненко. После себя парламентарий оставил солидное наследство: агропредприятие «СКВО». Бизнес серьезный – на конец прошлого года активы предприятия оценивались в 2,43 млрд рублей, порядка полутора миллиардов из этой суммы – земля и недвижимость. Предприятие, созданное еще в советские годы как колхоз им. Военсовета, под руководством Касьяненко-старшего находилось с 1989 года.
В 2007 году Владимир Касьяненко развелся и женился на Елене Григорьевой. У женщины была 17-летняя дочь от первого брака Анна. Депутат девушку удочерил.
Однако на тот момент Дениса это не беспокоило. Он и подумать не мог, что дело его отца когда-то сможет перейти в чужие руки.
Однако сразу после смерти депутата события стали развиваться с невероятной скоростью и совсем не в пользу Дениса.
Завещания Владимир Касьяненко не оставил. Получается, что наследовать оставшееся после его смерти имущество по закону могли трое: приемная дочь Анна, вдова Елена и сын Денис.
Дальнейшие события очень похожи на распространенную схему «третий лишний»: двое из трех наследников договариваются между собой о том, что один передает свою долю второму. Дальше дело техники – уговорить третьего отказаться от своего куска наследственного пирога. И вот уже всем имуществом безраздельно распоряжается один человек.
В деле Дениса Касьяненко все очень похоже как раз на такой алгоритм. Спустя ровно месяц после смерти отчима Анна отказалась от своей доли в пользу матери. Еще через четыре дня такой же отказ подписал и Денис.
Только вот сам наследник утверждает, что добровольно он ничего не подписывал.
– После похорон по инициативе Елены я с ней и ее охранником приехал к ее знакомому нотариусу Ларионову. Я ехал открывать наследство. Тот закрыл дверь на ключ, оставив охранника снаружи. Нотариус и Елена потребовали от меня отказаться от наследства в ее пользу, говорили о каких-то бандитах, которые якобы ее преследуют, что нас всех могут убить... Сказали, что Елена выплатит мне какую-то компенсацию. Я был психологически подавлен. Меня «трамбовали», пока не добились отказа от наследства, выдали нотариальное обязательство о компенсации моей доли наследства без указания стоимости, т.е. пустую бумажку. Вот так меня лишили наследства, – рассказал журналистам «Российской газеты» Денис Касьяненко.
Адвокат Роман Гришин разъяснил Денису, что подобный отказ от наследства под условием нелегитимен, невозможен. Нотариус об этом не знал? Денис обратился к Елене Касьяненко и предложил ей вернуть все в исходное положение, но получил от нее отказ. Тогда он понял, что стал тем третьим лишним.
Денис Касьяненко подал в 2016 году иск в суд о возврате наследства, и суд его услышал, постановил вернуть ему отобранное наследство. Такую же позицию занял и Верховный Суд, указав, что отказ от наследства под условием незаконен.
Что после этого должна была сделать Елена Касьяненко? По закону ему должна была сразу вернуться его 1/3 наследства, и на этом все было завершилось. Каждый из наследников жил бы своей жизнью. Но Елена Касьяненко отказалась возвращать присвоенное наследство, что превратило жизнь Дениса в настоящий ад.
Именно ввиду таких обстоятельств, как пишет КP.RU, «в 2019-м Денис Касьяненко обратился за помощью в Следственный комитет по Ростовской области. Там провели проверку, истребовали документы, усмотрели мошенничество и возбудили уголовное дело по статье «Мошенничество, совершенное группой лиц либо в особо крупном размере» – его фигурантами стали Елена Касьяненко и «неустановленные лица».
СМИ пишут, что по делу против Елены в качестве потерпевшего был процессуально признан, а затем следователем СК по Ростовской области полковником Магамедовым допрошен заявитель Денис Касьяненко и его мать Лидия Андреевна. Однако затем внезапно ростовская прокуратура распорядилась вернуть дело следователю для дополнительной проверки. СМИ писали, что проверки тянулись до весны этого года, следствие получало все новые материалы, появлялись и некие справки, вызывающие сомнения у потерпевшей стороны. Казалось бы, все очевидно и в мае этого года следователи СК уже возбудят уголовное дело, но неожиданно в этом было отказано. Почему? Задают вопрос известные правозащитники и блогеры.
Адвокаты Дениса подали жалобу в суд, требуя признать незаконным этот отказ, началось рассмотрение жалобы, в суд пришли следователи, прокуроры. Приехали журналисты.
И тут произошел кульбит.
Дело на Дениса Касьяненко завел не СК, которому он якобы «врал», а следователь местного УМВД. Это уровень пониже, другая сфера ответственности. Возможно, не зная обстоятельств всего расследования СК по Ростовской области, полиция Ростова решила привлечь его за ложные показания. И возбудили уголовное дело по ст. 307 УК РФ, указали, что, мол, обманул он следователя полковника Магамедова. Самого полковника Магамедова, по-видимому, спрашивать не стали, и это неудивительно, ведь никто полковника не обманывал, наоборот, это полковник все установил и законно возбудил дело.
К истории Дениса Касьяненко подключились журналисты и правозащитники. Они просят руководство СКР и Генпрокурора Игоря Краснова обратить внимание на происходящее и проверить скандальное наследственное дело, а также установить, кто же не дает СК по Ростовской области выполнять свою работу.