Самолет L-410 — это лёгкое многоцелевое двухмоторное воздушное судно для местных авиалиний, которое производят в Чехии с 1969 года. Всего на его борту могут находиться до 19 пассажиров, а расстояние полета - до 1500 километров. В российском авиапарке их чуть больше 30 штук.
Вечером 12 сентября один из таких самолетов летел из Иркутска в Казачинское. На борту находились 16 человек, включая 2 пилотов. L-410 упал в лес, не долетев до Казачинского всего 4 километра. На кадрах с места падения видны десятки поваленных деревьев и множество разбросанных вещей пассажиров. От самого самолета осталась груда покореженного металла.
Самолет упал на остров Иннокентьевский, где выжившие оказались буквально зажаты в железном гробу вместе с несколькими погибшими. От села Казачинское остров отделяет река, которая стала естественной преградой на пути спасателей. Им понадобилось несколько часов, чтобы добраться до места происшествия. Сначала людей вырезали из фюзеляжа самолета, затем выживших начали спускать с горы, а потом их на лодках переправили в населенный пункт, где начали разбираться с госпитализацией.
Одна из пассажирок, Елена Полулях, после рассказала местным СМИ, что, когда самолет пошел на второй круг, внезапно послышался грохот и все заскрипело. Люди заволновались. Потом начались крики боли – многих зажало между сиденьями. Женщине и еще нескольким пассажиром удалось встать, они приняли решение не трогать пострадавших до приезда медиков. Вызывали спасателей, включили свет на всех устройствах, музыку, кричали и стучали по самолету, чтобы сотрудники МЧС могли идти на шум.
Среди погибших 43-летняя врач Казачинско-Ленинской районной больницы Татьяна Попович. На сайте больницы указано, что женщина была кардиологом, а также врачом ультразвуковой диагностики. Еще один пассажир – Виталий Гужва из Ангарска, совсем недавно, 5 августа, отметил свое 36-летие. «Виталий Гужва - выпускник ИрНИТУ, семьянин, хороший человек. Следующим летом хотели 15 лет выпуска отмечать… Соболезнования родным и близким», - пишет в комментарии к новости его одногруппник Александр.
В Казачинско-Ленинской больнице в состоянии различной степени тяжести находятся 7 пациентов. В тяжелом состоянии - четверо, трое из них бортом санавиации доставлены в областную больницу в Иркутске. Одна женщину прооперировали. Два человека отказались от госпитализации.
Есть и совсем невероятные истории. Для 23-летней Людмилы Кокшаровой это был первый полет на самолете. 5 августа ее возлюбленный сделал ей предложение, и она отправилась в его родное село Казачинское. Девушка практически не пострадала. Из травм – разбитый нос. «Я сразу же стала писать и звонить дочке. Перезвонила, когда их уже эвакуировали спасатели. Времени на разговоры не было, она просто сказала: "Я цела"», — рассказала местной газете мама девушки.
Почти сразу после авиакатастрофы была выдвинута версия о том, что самолет разбился из-за отказа техники. Чуть позже заговорили о возможной ошибке пилота во время пилотирования. При этом уголовное дело было возбуждено по статье «Нарушения правил безопасности движения и эксплуатации транспорта».
В свою защиту выживший в авиакатастрофе пилот сообщил, что при посадке у самолета якобы произошел сбой навигационной системы. Из-за этого автопилот увел самолет правее заложенного курса. В это время в районе полета был густой туман, поэтому летчики пошли на второй круг, чтобы совершить посадку, но зацепили сопку.
Версию с туманом подтвердил директор МУП «Посадочная площадка Казачинск» Борис Калинин. По его словам, вечером 12 сентября туман был очень густым, поэтому он решил посигналить самолету обычным китайским фонариком, так как понимал, что штатной подсветки аэропорта будет недостаточно. К сожалению, пилоты не заметили его усилий.
Впрочем, сбой техники совсем не обязательно мог произойти по случайности. По данным СМИ, авиакомпания «СиЛА», которой принадлежал разбившийся пассажирский самолет L-410, неоднократно была замечена в нарушениях.
Во-первых, экипажи самолетов авиакомпании в процессе выполнения полетов и обязательных авиационных процедур неоднократно отклонялись от заданного курса, в том числе, не выдерживали высоту полета. Во-вторых, не выполнялись проверки свободного хода управления самолетом перед непосредственным взлетом воздушного судна. В-третьих, система управления безопасностью полетов, которую использовала «СиЛА», не обеспечивала должного выявления потенциальных угроз. При этом разбившийся самолет был относительно новым — его выпустили в 2014 году, а летом 2021 года он прошел техосмотр.
Примечательно, что в 2021 году другой самолет «СиЛы» уже попадал в авиакатастрофу, правда, тогда чудом обошлось без жертв. Это произошло в июле под Томском. С самолетом Ан-28, которому к тому моменту уже было 30 лет. На борту находились 18 человек, жизни которых удалось спасти благодаря профессионализму пилотов. Как стало известно из рассказов пассажиров, уже через 9 минут после взлета оба двигателя самолета обледенели, и воздушное судно устремилось к земле винтами вниз. Тем не менее летчики смогли заставить лайнер спланировать в болотистой местности, где он поломал себе шасси, перевернулся и серьезно повредил носовую часть.
Что касается самолета L-410, то для России это уже вторая авиакатастрофа с его участием в 2021 году. Первое крушение самолета произошло 19 июня в Кемеровской области. Тогда на борту находились 17 парашютистов и 2 летчика. Жертвами аварии стали 5 человек, остальные были ранены. Во время полета у воздушного самолета отказал один из двигателей, в связи с чем пилоты решили вернуться в аэропорт, но не долетели. Всего же с 1991 года эти самолеты падали в России не меньше 7 раз.