Уголовное дело возбуждено по ч.2 ст.263 УК РФ «Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта». В качестве основных следователи рассматривают версию отказа или сбоя оборудования, а также «человеческий фактор».
На данный момент известно, что вылетевший из Иркутска пассажирский L-410, на борту которого было 14 пассажиров и 2 члена экипажа, в воскресенье вечером, около 18.15 мск (23.15 - по местному времени), врезался в гору в районе села Казачинское. Самолет в условиях плохой видимости и тумана пытался сесть на местный аэродром. На второй попытке захода на посадку он ударился о землю примерно в четырех километрах от взлетно-посадочной полосы.
По словам очевидцев, пассажирам повезло, что на борту не было пожара. Однако корпус самолета оказался сильно деформирован. Часть пассажиров упавшего борта на земле смогла самостоятельно выбраться из машины. Еще несколько человек зажало стальной конструкцией, и до того момента, пока спасатели их не нашли и не вызволили из покореженного салона, они были вынуждены несколько часов находиться там вместе с четырьмя погибшими. Погибли пилот и еще три пассажира.
Местная служба МЧС сообщила о 12 пострадавших. Все доставлены в больницу с травмами средней степени тяжести, несколько человек вывезены вертолетом в областной центр.
О разбившемся самолете известно, что борт был не старый, выпущен в 2014 году. Претензий к его техническому состоянию вроде бы не было.
Уже ночью после трагедии местным журналистам удалось поговорить с выжившим пилотом. Его версию случившегося разместил у себя Telegram-канал Baza. По словам летчика, причина в том, что GPS-навигатор, по которому самолет шел на посадку, изначально увел машину правее заложенного курса. В результате экипаж принял решение уйти на второй круг. Но в условиях тумана визуального контакта с землей летчики установить не смогли. Когда они увидели, что при втором заходе полоса оказалась уже левее, чем нужно, стали набирать высоту. В момент, когда экипаж пытался уйти еще на один круг, самолет зацепил сопку.
Своей версией происшествия, которая фактически подтверждает слова пилота, с «МК» поделился экс-начальник Федерального управления авиационно-космического поиска и спасания, заслуженный военный летчик РФ, кандидат технических наук генерал-майор Владимир Попов.
- Вообще самолет L-410 – довольно надежная машина, - считает эксперт. – Раньше это был чешский самолет, но сейчас чехи нам продали лицензию на производство L-410. Теперь эти машины выпускает уральский завод. У этих самолетов очень большой ресурс. Они очень надежны. У L-410 у нас в стране большие перспективы. Мы сейчас заканчиваем их испытания, собираясь сделать из L-410 гидросамолёт. То есть ставим на него «поплавки», чтобы он мог садиться на озера, летать по северам, работать в тундре. У этого самолета очень высокая эффективность, двигатели хорошие. Так что для малой региональной авиации машина эта очень удачная, и на нее я здесь не грешу. Другой вопрос - как эксплуатируют эти машины?
Конечно, сейчас нет таких тупых дельцов, которые запускают самолёт как и куда угодно, лишь бы получить прибыль - в этом я больше чем уверен. Однако слишком много у нас торопыг. А в авиации торопиться нельзя. У нас надо поторапливаться, но делать это осторожно. Особенно, если плохая погода. Обычно тот, кто торопится, губит самолёт и людей.
Самолет – это такая машина, которая вообще-то предназначена летать днём, может и ночью, но в простых метеоусловиях. А если в сложных, то только с хорошим аэродромно-техническим оборудованием, что у нас на аэродромах малой авиации либо не существует вообще, либо имеется в очень ограниченном количестве.
Вот как, к примеру, недавний случай на Камчатке, когда при заходе самолёт врезался в сопку и все погибли. Там ведь тоже схема захода была одна, а лётчики сделали всё по-другому с использованием GPS-навигатора. Понадеялись на него больше, чем на основную навигационную систему. И это не единичный случай. Такое случается часто. А этого делать нельзя – по инструкции не допускается.
Мы испытали эту GPS-систему, опробовали ее для подобных ситуаций. Не получается так, как многим бы того хотелось – слишком большие погрешности. Ответственно об этом говорю. Не может система GPS дать стопроцентной гарантии при посадке. Но наземные системы, которые в этом случае становятся дублирующими, у нас на очень многих маленьких аэродромах практически не работают. И радиолокационного контроля либо нет, либо он такой зачуханный, что там на экране, чтобы различить отметку от птицы и от самолёта, надо огромный опыт иметь!
Короче говоря, аэродромы малой авиации надо поднимать. Больше обращать внимания на их техническое оснащение, эксплуатационные характеристики. Особенно следует уделить внимание радиотехническому обслуживанию аэродромов, всему, что относится к управлению воздушным движением и техническому обслуживанию самолётов на этих маленьких аэродромах.
Очень важно также следить за полосами подхода к ним — это несколько километров территории без построек и деревьев. Полосы надо расширять, вычищать, ведь все просеки там уже заросли за последние 25-30 лет, с тех пор, когда эти аэродромы строились еще в советское время. Их же надо все восстанавливать!
Трудно сажать самолёт на аэродром, который плохо технически к этому подготовлен. Там знающий-то летчик еле-еле может вывернуться. А если сложные метеоусловия? С этим точно не каждый справится.
Часто такие аэродромы существуют лишь благодаря энтузиастам. Вкладывать в них средства особо никто и не старался. А всё связанное с их оборудованием сегодня нужно дорабатывать, так как там всё выработано до предела.
Сейчас много обращают внимания на спутниковую навигацию, на всё, что связано с GPS с ГЛОНАСС, короче говоря – с космосом. Но это всё немного от лукавого. Для малых самолётов и аэропортов надо совершенствовать свою систему навигации. От этого все проблемы. Если у самолета что-то отказывает, то лётчик остаётся наедине с этим отказом. Земля ему помочь толком не может. Все те системы, которые были ещё в Советском Союзе, сейчас разбалансированы, все уже старые, убитые. Правда, в этом случае возникает вопрос: ради чего надо было лететь с людьми ночью, пытаться сажать самолет в темноте и тумане с использованием только GPS-навигатора?