В конце мая президент Владимир Путин заявил, что государственные испытания легкого транспортника ИЛ-112В завершаются, в этом году в войска планируют поставить два таких самолета.
В марте управляющий компанией ПАО «Ил» Сергей Ярковой сообщал, что идет подготовка производства к серийному выпуску до 12 самолетов в год.
Легкий военно-транспортный самолет ИЛ-112В должен прийти на смену выбывающему парку Ан-26.
Крейсерская скорость самолета – 470 километров в час, дальность полета с максимальной нагрузкой – 1,2 тысячи километров. В августе Ил-112В совершил первый перелет из Воронежа в Подмосковье.
«МК» попросил генерал-майора, заслуженного военного летчика, кандидата технических наук Владимира Попова прокомментировать, что могло стать причиной трагедии.
– Хочу сразу отметить, что ИЛ-112В очень хороший самолет. Первый раз он взлетел в 2019 году. Уже сейчас велось переучивание экипажей строевых летчиков Кубинки управлять им.
Конечно в причинах аварии предстоит разобраться экспертам, я лишь могу строить предположения, смутные и неоднозначные. Внешне, исходя из того, что мы видели на видео в сетях, – причина, конечно, в отказе техники.
Правый двигатель горел. Пожар на двигателе в автоматическом или полуавтоматическом режиме можно гасить, есть специальная противопожарная система двигателя, но если горение продолжается, то, скорее всего, это связано с большими разрушениями. Думаю, была задействована турбовальная система. Разрушение турбины ограничивает возможности экипажа. Это мы и наблюдаем. Во-первых, он горит долго, во-вторых, управление потом, очевидно, вышло из строя, так как самолет резко перешел в крен. А это значит, что система управления перегорела, и произошел отказ рулевой машинки. В этом случае летчики остаются практически бессильны.
Если бы была большая высота, пилот мог бы попытаться как-то компенсировать отказ двигателя с помощью других органов управления или же экипаж смог бы покинуть самолет с парашютом. Малые высоты это ограничивают, к сожалению. Летчик борется за выживание самолета и за спасение своей жизни, но дефицит времени не дает этого сделать.
– По какой причине может произойти возгорание двигателя?
– Их масса. Где-то топливная система отказала, где-то провод мог лопнуть...
– То есть это может случиться с любым самолетом?
– Конечно. Ни одна техника не дает стопроцентной гарантии. Двигатель самолета – это очень сложное техническое сооружение, на грани искусства. Поэтому и нюансов масса – и в калибровке, и в управлении, и в притирке деталей. Конечно, за этим следят, особенно при эксплуатации самолета. И экипаж был очень подготовленный. Летчик-испытатель Николай Куимов, который этот самолет поднимал впервые, сам переучивал кубинских летчиков управлять им. К сожалению, я не был знаком с ним лично, но слышал много положительных отзывов о нем как о профессионале.
– Произошедшее скажется как-то на сроках серийного производства?
– Надо разобраться в конструктивных особенностях – возможно, проявились какие-то недостатки, о которых ранее не знали. Тогда необходимо будет вносить изменения в конструкторские разработки и дорабатывать. Задержка, конечно, будет, но, думаю, незначительная. Необходимость в этих самолетах острая, и, хотим мы или нет, самолет надо довести до ума и выпустить в серийное производство. Он очень нужен и в войсках, и в гражданской авиации.
Читайте материал «Сын погибшего пилота Ил-112В раскрыл последний разговор с отцом»