Туристы планировали провести на Курильском озере два часа – столько длится популярная на Камчатке экскурсия в месте скопления бурых медведей. В Кроноцком заповеднике рассказали «МК», что уже слышали звук приближающегося вертолета, но затем тот изменил курс и рухнул. Восемь выживших – это те, кто смог быстро сориентироваться: отстегнуть ремень безопасности и найти выход из заполненной водой кабины. Некоторым из них пришлось выплывать с глубины 9 метров. Судьба остальных туристов пока неизвестна, но температура воды в озере всего 6 градусов. Долго находится в таких условиях невозможно.
О том, что стало причиной крушения, пока сказать сложно. В самой «Витязь-Аэро» объяснить произошедшее не могут, мол, и пилот был опытный – бывший военный летчик, и вертолет был после капитального ремонта. Правда, о том, что разбившемуся вертолету было почти 40 лет, там не говорят. Сертификат летной годности вертолета истекал менее чем через год - 16 июня 2022 года.
В СМИ приоритетной версией называют ошибку пилотирования экипажа в условиях густого тумана. Но в Кроноцком заповеднике в разговоре с «МК» не смогли назвать погодные условия какими-то особенными, а значит, и опытные пилоты к ним должны были быть готовы. «Бывает, что утром озеро покрывает туман, но потом он рассеивается. Сегодня было именно так. Но я не скажу, что туман – это что-то необычное», - рассказали в заповеднике.
Совладельцем «Витязь-Аэро» является депутат Игорь Редькин, который сейчас находится под домашним арестом за непреднамеренное убийство человека. Несколько дней назад ему сообщили, что на местной свалке бродит медведь, и он решил отпугнуть зверя. В сумерках он начал стрелять в животное, но позже узнал, что в это же время в том же районе был смертельно ранен местный житель, который после скончался в больнице. После этого депутат сам сдался полиции.
Второй собственник компании – бизнесмен Виктор Сиротин. Стоит отметить, что на все гневные отзывы о «Витязь-Аэро» Сиротин часто отвечал лично, пытаясь найти компромисс с клиентами. Впрочем, в основном компанию критиковали за игнорирование звонков пассажиров и произвольную отмену рейсов.
Однако в 2020 году Ространснадзор выявил, что в авиакомпании не проводится подготовка экипажа к действиям в аварийных ситуациях. Такое обучение летчики должно проходить не реже одного раза в течение семи месяцев. В транспортном надзоре также сообщают, что пилоты «Витязь-Аэро» часто работали сверх нормы, а значит, переутомлялись.
Основу авиапарка «Витязь-Аэро» составляют 20 вертолетов МИ-8 различных модификаций. Из них 6 — пассажирских. Плюс — один вертолет бизнес-класса. Туристическими перевозками занимается подразделение «Витязь-тревел». Стоимость четырехчасовой экскурсии с двумя остановками — 30 тысяч с человека.
«Компания принадлежит депутату-миллиардеру Редькину, который сейчас «закрыт» за убийство человека. Но то, что у нас проблемы с авиационным парком – уже вся страна видит. Самолеты у нас падают, вертолеты – падают. Только за лето эта уже третья по счету катастрофа. В апреле разбился Ми-2 с людьми на борту, месяц назад разбился Ан-26, где все люди на борту погибли. А теперь и этот случай. Как я понимаю, контроля за летным парком у нас очень мало, а что случилось с этим вертолетом, должно показать следствие», - сказал «МК» первый секретарь Камчатского краевого отделения КПРФ Роман Литвинов.
Действительно, аварий только с участием Ми-8 великое множество, но обычно они обходятся без жертв. Только за этот год произошло как минимум три случая, когда пилот был вынужден жестко сажать вертолет. «У нас единственный вертолет – это Ми-8, поэтому они и падают, больше некому - объясняет «МК» авиаэксперт Евгений Матвеев. - Ми-8Т, который упал – приносит две трети налета гражданской авиации. В России это основной вертолет, и он возит всех: нефтяников, туристов, рыбаков и так далее. Он произведен еще в 1984 году, представляете, какая это машина?»
Что касается года выпуска вертолета, то эксперт не видит с этим проблем. По его словам, главное – заниматься обслуживанием транспорта, а упасть можно и на новом вертолете. Другое дело, что авиапарк нуждается в обновлении, что станет нормальным эволюционным путем развития.
По словам Матвеева, причиной катастрофы стали совокупность обстоятельств, среди которых сложные природно-климатические условия региона. «У нас основная причина всех авиапроисшествий – потеря пространственного положения. Они заходили на посадку на местность, где был сплошной туман. Конечно, тут летчику должны подсказать приборы, но для этого нужно иметь опыт полета по приборам. В противном случае, человек легко теряет ориентировку и, конечно, винить его за это нельзя. Такая дезориентация может возникнуть и у опытного летчика, единственное отличие, что он быстрее может выйти из этой ситуации. Но опять же - можно 10 раз с ней справиться, а на 11 раз - нет», - поясняет эксперт.
Он подчеркнул, что даже в такой ситуации жертв не должно было быть, но вертолет начал быстро тонуть, и выбраться смогли только туристы, которые были более физически подготовленными. Как минимум людей нужно обеспечивать спасательными жилетами, которые для полетов на вертолете не предусмотрены.
По факту крушения Ми-8 следственные органы Восточного межправительственного следственного управления на транспорте Следственного комитета РФ возбудили уголовное дело по статье «нарушение правил безопасности воздушного транспорта, повлекшее смерть двух и более лиц».