«МК» выяснил мнение эксперта о причинах катастрофы.
Группа туристов, куда входили шестеро москвичей и шестеро петербуржцев (включая одного ребенка), отправилась на воздушную экскурсию по Камчатке. Катастрофа произошла в момент, когда вертолет совершал промежуточную посадку в Кроноцком заповеднике в районе Курильского озера. По информации выживших пассажиров, Ми-8 садился в условиях плотного, густого тумана и, судя по всему, летчики не поняли, что сажают машину на озеро.
Как это могло произойти «МК» объяснил экс-начальник Федерального управления авиационно-космического поиска и спасания, заслуженный военный летчик РФ, кандидат технических наук генерал-майор Владимир Попов.
- Конечно, надо дождаться хотя бы каких-то данных расшифровки средств объективного контроля, - поясняет эксперт. - Но они появятся минимум через дня два. Если судить по тем косвенным признакам, которые мы сейчас имеем, и тому, что рассказывают выжившие, первопричиной трагедии стали метеоусловия. Погода сейчас на Камчатке все ближе к осенней, в утренние часы туманы над водной поверхностью – обычное явление, экипажу это следовало учитывать.
Пилоты Ми-8 выполнили заход с проходом над озером и рассчитывали выполнить посадку у традиционного туристического места отдыха в районе заказника. Там как раз находились представители Лесоохраны. Недаром же потом к пассажирам, оказавшимся в воде, сразу направилась лодки, благодаря чему их и удалось спасти. Это потому, что туристическую группу там на берегу уже ждали.
Судя по всему, экипаж поторопился со снижением. При посадке в таких метеоусловиях нужно учитывать следующее, особенно это касается вертолетов: при приближении к земле приборы выдают не самую точную информацию. И это еще мягко говоря. Именно поэтому для вертолетов однозначно предусматривается визуальный элемент выполнения посадки. То есть летчик должен видеть посадочную площадку. На вертолете выполнять посадку вслепую очень сложно, практически невозможно.
Все приборы – высотомер, указатель скорости, особенно радиовысотомер – над водой, имеющей гладкую поверхность, выдают значения с очень большими погрешностями. Причем с такими, что нам их даже рекомендовано не использовать.
А здесь, если визуального контакта с землей не было, то, конечно же, летчики старались садиться по приборам. И, очевидно, получали данные с заведомой ошибкой по высоте. В результате, возможно, при развороте они по высоте чуть «провалились», то допустили резкое снижение. Такое происходит, когда снижение идёт со скольжением. Деликатно нужно с высотой иметь дело в этом случае. Команды ведь от органов управления тоже проходят с небольшим запозданием, а здесь это как раз могло сказаться.
Есть еще такая особенность: если, к примеру, на высотах свыше 15-20 метров наклонная видимость, допустим, 200-300 метров и более, то в тумане и облаках, чем ближе к земной или водной поверхности, видимость ограничивается полностью, так как испарение от земли или воды становится больше. Бывает попадаешь в такой слой, кажется, будто перед тобой белую простынь повесили – вообще ничего не видишь, а движение вертолета при этом все еще продолжается.
Так что, возможно, в таких условиях экипаж, не видя земли, уже принял решение уходить на второй круг (это может позже выясниться, по данным объективного контроля), и летчик начал брать «газ» (рычаг управления) на себя, чтобы прекратить снижение, но инерция движения-то остается! Не хватило каких-то долей секунды. В результате за счет того, что высота по прибору не соответствовала истинным значениям, плюс движение по инерции еще продолжалось, вертолет подсел чуть ниже, зацепился передней стойкой и ударился о воду.
Удар о воду – это практически то же самое, что удар о землю, хоть и говорят, что вода помягче. Может, и помягче, но вода еще и затягивает очень сильно. Будто прилипает к ней фюзеляжем. А дальше удар винтами, вертолёт разворачивает, и он мгновенно ныряет. От удара происходит деформация фюзеляжа. В данном случае из-за такой деформации открылись створки кабины. И хорошо, что открылись, а не наоборот их заклинило. Благодаря этому несколько человек смогли спастись.
Так что здесь, я считаю, не был учтен экипажем ряд технических недостатков эксплуатационных систем этого вертолета. Мы, военные лётчики, их знаем и корректируем, стараясь при этом выполнять полеты при хорошей видимости.
Читайте материал «Пассажиры упавшего Ми-8 на Камчатке ехали наблюдать охоту медведей на нерку»