На эту жуткую историю я наткнулась совершенно случайно. Листала по дороге домой ленту соцсети и увидела сообщение в группе, где люди делятся полезными контактами и обмениваются житейскими хитростями. Прочла - и чуть не выронила смартфон из рук. Ну не может даже в наше полувоенное ковидное время наглость человеческая достичь таких запредельных масштабов!
Вот он, этот пост москвички Елены (по просьбе автора мы не называем её фамилию):
"Здравствуйте. Вчера моей тетушке, участнице ВОВ, сотрудник сервисного центра (название есть в распоряжении редакции – прим. авт.) обновил систему на планшете. Сумма работ составила 101160 рублей. С учетом скидки в 160 рублей тетушка по квитанции без кассового чека отдала ему 101 тысяч рублей. Подскажите, куда в первую очередь обращаться? Полиция, налоговая или прокуратура? "
Признаться честно, на слово в такое поверить сложно. Тем не менее, история оказалась правдой. Мы связались с Еленой. Она рассказала, как было дело.
27 мая у ее 97-летней тети Натальи Николаевны завис планшет. К чуду техники бабуля привыкла и решила, что непременно должна гаджет отремонтировать. Позвонила в сервисный центр. Оттуда прислали на дом мастера.
- Тетушка все продумала. Она вызвала на дом к приходу мастера соцработника, чтобы не быть с ним один на один. Но вот соцработник выполнила свою работу и убежала к другим подопечным, - говорит Елена.
«Мастер» ждал усердно три часа, пока соцработник покинет квартиру клиентки. А потом взял бабулю в оборот. Заявил, что работа будет стоить очень дорого: сто тысяч рублей. Женщина удивилась: как же так, ведь новый гаджет стоил всего 27 тысяч. На это ремонтник с деловым видом заявил, что теперь такая модель стоит все 80 тысяч. В общем, жертва сдалась и согласилась на ремонт. А «мастера» не смутило, что перед ним 97-летняя женщина, ветеран Великой Отечественной войны, кавалер Ордена Красной звезды, вернувшаяся с фронта только в 1945-м.
Вообще, биография у Натальи Николаевны (фамилию ее мы не называем по просьбе родственников) удивительная. Юная девушка в 1941-м после школы поступила в Томский политехнический институт и на курсы медсестер. А уже в в марте 1942 года в составе Сибирской дивизии ушла на фронт добровольцем. В июне того же года была направлена в 143 стрелковую дивизию. Служила санинструктором батареи 287 артилерийского полка до апреля 1945 года. Была трижды ранена, в том числе и тяжело. Но службу не бросила и прошла от Орловской области до Берлина.
Елена показала нам квитанции на «работы», которые кривым почерком заполнил мастер по имени Кирилл.
Ни кассовых чеков, ни договора, ни акта приема-передачи. У любого юриста от такого качества оформления документации обморок случится. На так называемых квитанциях, заполненных 27 мая, указано, какие именно неисправности в планшете пенсионерки обнаружил ремонтник. А вот тут внимание: «Неисправность ОС» (операционная система - прим авт). Далее расшифровка – что нужно сделать, чтобы починить: «Сброс системы, настройка ОС, установка приложений, исправление ошибок».
Мастер оказался рукастый да смекалистый, весь ремонт произвел прямо у клиентки на дому. Тут же выписал еще одну квитанцию, с раскадровкой стоимости услуг: 20890 рублей, 15800, 14900, 49570. Итого – 101 тысяча 160 рублей. Но потом то ли «сжалился» над пожилой клиенткой, то ли сдачи с тысячи не нашел. В общем, с барского плеча дал скидку в 160 рублей.
Мы спросили эксперта по ремонту электроники, что означает такое описание поломок и в какую цену реально может обойтись такой ремонт.
- Такой набор работ обозначает, что планшет завис. Возможно, намертво. Или же в нем поселился вирус, - объясняет руководитель ремонтной мастерской Александр Андреев, - Гаджет работает на системе Андроид. В любой ее версии в разделе «настройки» есть функция «сброс к заводским настройкам». То есть обнуление, возврат к исходному девственному состоянию, в котором вы вещь купили. Сбросить систему можно, нажав на кнопку «ок». Каждый из вас без опасений, что гаджет взорвется у вас в руках, может провернуть эту нехитрую операцию самостоятельно. Система в смартфонах и планшетных компьютерах после сброса восстанавливает себя сама. Все, что от вас требуется – подождать несколько минут, пока агрегат сам себя лечит. Приложения тоже в основном устанавливаются бесплатные. Если нужно что-то платное по выбору клиента, цена варьируется обычно от 200 до 1000 рублей за программу.
Все, кто прочитал пост Елены, посоветовал ей бегом бежать в полицию. Но перед этим она все же решила выяснить позицию сотрудников сервисного центра и позвонила туда:
- Они подтвердили, что мастер был от них. Но они говорят: «У нас нет таких цен». Да и на самом сайте обновление стоит 500 рублей. Как найти теперь этого Кирилла, непонятно. В фирме сказали, что у них 400 сотрудников. Складывается такое ощущение, что парень просто не смог себя остановить, чувствуя наживу, - рассказывает женщина.
В сервисном центре Елену заверили, что разберутся, и взяли тайм-аут.
Мы же решили не ждать и сами проверили, откуда ноги растут у таких космических цен. В тот самый сервисный центр по номеру телефона, указанному Еленой, я дозвонилась с первой попытки. На том конце провода женский голос спросил, что случилось:
- У меня сломался планшет. Я смотрела видео в Интернете и он внезапно завис. Больше не включается, вообще ни на что не реагирует.
- Хорошо, диктуйте адрес, мы можем направить к вам нашего курьера. Он подъедет в течение полутора-двух часов. Ремонт производится в условиях сервисного центра.
- Сколько будет стоить такая работа?
- Если перепрошивка, то полторы тысячи рублей. В любом случае, без вашего согласия никто ничего делать не будет.
Вот так поворот! Так может быть ветерану Наталье Николаевне просто попался обычный вор на доверии, а сама контора работает хорошо?
Лучший способ это узнать – почитать отзывы в Интернете. Находим их на одном из сайтов с отзывами. Читаем и понимаем: нет, чуда не произошло.
Вот что пишут недовольные клиенты фирмы:
«Отдал им ноутбук. Первоначало обговорили стоимость две тысячи рублей. Согласился. Когда приехал оплачивать и забирать компьютер, ценник задрали в десять раз и грозили, что удалят все программы и настройки!»
«Когда приходят запчасти, стоимость ремонта возрастает, в нашем случае до 5400 рублей, что уже составляет почти половину нового смартфона»
«Сделают тяп-ляп, чтобы бешеные деньги с вас получить по-быстренькому. Денег с вас сдерут – мало не покажется».
Таких негативных отзывов об одном отдельно взятом сервисном центре – на несколько страниц. На сайте же конторы висит почти «коммунистический» прайс. От 450 рублей, от 500 рублей. Видимо, слишком уж заманчиво в наше время выглядят эти ценники, чтобы обращать внимание на «от». Тем более, что на главной странице сайта красуется надпись «официальный сервисный центр» - ну значит хорошо ведь должны починить, разве нет?
Что же делать, чтобы не нарваться на таких вот горе-ремонтников? Не выкидывать же гаджет при каждой поломке.
- Первое правило при решении вопроса, нужен ли ремонт – это целесообразность, - объясняет эксперт Александр Андреев, - Если вы видите, что объявленная вам сумма составляет треть от стоимости нового гаджета, смысла в ремонте нет. Проще добавить денег и купить новый аппарат.
Второе правило – как ни странно, предоплата. Именно она поможет вам спасти свой гаджет от положения заложника. Нечистые на руку ремонтники забирают к клиента дорогой аппарат и начинают шантажировать: не заплатите, сколько мы сказали, не отдадим или вообще доломаем.
Третье правило – изучайте и сравнивайте цены.
- Как мастер я за такую работу, какая потребовалась этой бабушке, взял бы максимум две тысячи рублей. Стоимость работ всегда складывается из трех факторов: время, запчасти, дорога к клиенту. Если запчасти не нужны, работа не может стоить дорого, - объясняет эксперт. В любом случае, лучше всегда обзвонить несколько мастерских и сравнить их предложения.
Четвертое правило – если нет знакомого честного мастера на примете, выбирайте только официальные сервисные центры. На сайте компании производителя гаджетов обязательно есть список фирм с указанием ОГРН, которые ремонтируют устройства этого бренда и отвечают за качество.
Наконец, пятое правило – требуйте документы. Кассовые чеки, квитанции с синими печатями, договор и акт приема-передачи. Если фирма отказывается такие бумаги выдавать – перед вами, вполне вероятно, мошенники. Разворачивайтесь от таких и уходите.
Ну а в истории с обманом ветерана Натальи Николаевны, мы очень надеемся, разберется полиция.