«МК» связался с епархией Кургана, где новость вызвала переполох.
Мать девочки Мария на все вопросы про конфуз со священнослужителем, отвечает однозначно: «Меня просили не называть храм, не озвучивать имя священнослужителя. Я и не стану этого делать».
В курганской епархии после резонанса в СМИ телефон разрывается. Журналисты требуют объяснений. Ответ держит пресс-секретарь главы курганской митрополии Михаил Насонов.
- Я сам о ситуацию узнал из СМИ, - начал собеседник. - Если все произошло так, как описывает мама, такое поведение не допустимо для священнослужителя.
- Значит, его надо наказать?
- Знать бы о каком священнике идет речь, то провели бы проверку. Если бы слова мамы подтвердились, то приняли меры. Дисциплинарная комиссия должна решать, как поступить с таким батюшкой. Хотя понятно, так себя вести нельзя не только с церковной точки зрения, но и с человеческой.
- Что ему может грозить?
- В каждой епархии есть дисциплинарная комиссия, которая рассматривает канонически проступки собратьев. В зависимости от ситуации, наказания разные: от выговора до запрета служения. Я не могу определить меру наказания, не моя прерогатива.
- Вы нашли того священника?
- Нет. Мама категорически не хочет называть его имени. Ее право.
- Неужели вы его не вычислили?
- Я недавно работаю в Курганской области, не со всеми священниками знаком. Если узнаем, кто виноват, проведем проверку. Тут комментировать нечего. Подобное поведение недопустимо. Мне горько, что священники так себя ведут.
- Выходит, священник спрятался, ушел от ответственности? А мог бы явиться в епархию, покаяться, мол, был не прав, вспылил.
- Во всяком случае, он мог бы изначально не доводить ситуацию до скандала. Если он сомневался, крестить ребенка или нет, то должен был отправить маму к нам в епархию. Мы бы на месте разрешили ситуацию. Избежали бы конфликта.
- Он имел права отказать крестить?
- Зависит от ситуации. Если он увидел, что мама относится к крещению, как к магическому обряду, то вправе отказать, отложить таинство, посоветовать ей походить на службу, послушать лекции, побеседовать с ней. Мог объяснить: «Когда поймете предназначения таинства, тогда покрестим».
- Но он решил взять деньги.
- За деньги крестить непозволительно. К христианству это не имеет отношение. Я знаю многих священников, которые из принципа даже в качестве пожертвований не берут деньги за крещение, венчание. Обряды проводят на добровольной основе.
- А я знаю, что многие проводят обряды за деньги...
- В церкви не существует понятия цена и услуга — это противоречит канонам. Безусловно, церковь живет на пожертвования. Объективная ситуация. Так задумал Христос. Это всегда было. Но другое дело, что пожертвования не должны превращаться в торг: «Если есть 4 тысячи заплатишь - покрестим. Если нет — то не станем». Это не по-христиански.
- Вам приходилось сталкиваться с ситуацией, когда родители здоровых детей отказывались крестить своих вместе с больными малышами?
- В таком случае, священник должен провести беседы про таинство, потом в индивидуальном порядке совершить обряд.
- Вы сами связались с мамой девочки, чтобы узнать имя провинившегося?
- Женщину неоднократно спрашивали журналисты об этом. Она не хочет называть имени священника. Мы со своей стороны уже приготовились к таинству крещения, готовы покрестить ее ребенка. Более того, думаем, какая церковь может оказать материальную помощь семье. Наш владыка поручит оказать помощь.
- Сейчас, мама с ребенком приехали в Москву. Наверное, нашлись люди, которые решили помочь девочке с врачами. Знаете об этом?
- Мы не отслеживаем эту историю.
- И все-таки, вы попытаетесь сами найти священнослужителя, который поступил не по-христиански?
У нас в Кургане 80 священников. Как мы его найдем? Сам он не дает о себе знать. Если свидетели конфликта отыщутся, либо сам священник решит покаяться — тогда будет, о чем говорить.
Читайте также: СМИ сообщили об отказе священника крестить девочку с родимым пятном