Похищенная фирма
Отделения полиции завалены заявлениями от пострадавших бизнесменов, но помочь им мало чем могут. Едва ли не единственный случай, когда удалось вернуть компанию и «отмотать все назад», произошел с владельцами подмосковного технопарка.
— Я являюсь гендиректором одного из крупнейших арендных комплексов предприятий Московской области, — начинает свой рассказ Андрей Говзман. — С 2016 года он носит статус Технопарка. На нашей территории в 57 гектаров занимаются своей деятельностью около 300 компаний-резидентов, где трудятся больше 2,5 тысячи человек. Все это я сейчас говорю не чтобы похвастать, а чтобы показать — речь не просто о мелком частном бизнесе. И если я попал в такую ситуацию, то в ней может оказаться любой бизнесмен.
Итак, в один из августовских дней этого года сотрудник Технопарка отправился в налоговую инспекцию. Обычное дело. И вот там ему инспектор между прочим задал вопрос: «А зачем вы поменяли название фирмы?»
— Названию уже несколько десятков лет, и менять его никто, разумеется, не собирался. Мошенники «подкорректировали» даже не одну-две буквы, а поменяли слова целиком. Одновременно поменялось 90 процентов собственников. Злоумышленники получили доступ ко всем активам. Единственное, что они не успели сделать, — сменить гендиректора, так как мы смогли своевременно подать заявление о запрете регистрационных действий без личного присутствия. Налоговая инспекция, если к ней поступает уведомление по поводу гендиректора (после смены учредителя и названия компании), берет «паузу» в сутки. И мы успели!
Впрочем, радовались коммерсанты рано. Нужно было остановить попытки сменить гендиректора (причем на гражданина другого государства — Казахстана) — а они продолжались. За короткое время из разных регионов страны было подано четыре заявки от «новых собственников».
— Мы обратились в СК, сразу же было возбуждено уголовное дело по двум статьям — 159 («Мошенничество») и 170.1 («Фальсификация Единого государственного реестра юридических лиц, реестра владельцев ценных бумаг или системы депозитарного учета, регистрация заведомо незаконных сделок с недвижимым имуществом»), — рассказывает один из настоящих собственников Дмитрий. — Но и они сказали честно, что помочь в этой ситуации не может никто. По закону изменения внесены в Единый реестр юридических лиц. И аннулировать их можно только по суду (и на это рассчитывают мошенники). А судиться нам нужно с фирмой, зарегистрированной на Сейшельских островах. Туда письмо идет 45 дней! Мы оказались в жуткой ситуации: у нас нет нашей компании (она же, напомню, поменяла и собственников, и название), но есть наш гендиректор в новой. Мы (и все 300 предприятий на территории Технопарка) не можем платить налоги, не можем платить за землю, электроэнергию и т.д.
— И что вы сделали?
— Пустились в путь по высоким кабинетам, убеждая, что мы — это мы. Мы доказали, что мошенники изменили название и собственников. Нам удалось! Все вернули. Но это единственный случай, насколько мы знаем. А десятки и сотни потеряли свой бизнес.
Почему же мошенники так легко воруют фирмы?
Подпись за полмиллиарда
— Подробно об этой преступной схеме лучше не рассказывать, — говорит представитель МВД, который изначально занимался этой историей (помимо СК подключилось и полицейское ведомство). — Но суть состоит в том, что была подделана электронная цифровая подпись генерального директора Технопарка. Министерство связи и цифрового развития официально сообщило, что за выпуском подписи предприятие к ним не обращалось.
Вообще, в России сейчас около 500 центров, которые могут выдавать сертификаты ЭЦП, и у них еще около 5000 филиалов и представительств.
Я легко нашла в Интернете телефоны, связалась, и мне пообещали, что за 10 минут и 7–10 тысяч рублей сделают ЭЦП.
Вообще о том, что надо вносить изменения в закон из-за мошенничества с электронной цифровой подписью, заговорили еще в начале года. Произошло это после того, как мошенники с их помощью лишили людей квартир. Один самый громкий случай произошел в Москве. Роман Салтовский неожиданно выяснил: его квартира на Тверской улице принадлежит жителю Уфы. Сделка произошла без его ведома, но по его ЭЦП (которую, впрочем, он никогда не делал — за него мошенники постарались). Новый владелец о шикарном приобретении тоже не знал, вероятно, без его ведома потом собирались перепродать квартиру дальше. Шуму эта история наделала так много, что в августе в закон внесли изменения. Отныне купить-продать-подарить жилье по ЭЦП фактически нельзя. Но предпринимателей эти изменения не касаются. Не случайно август едва не стал роковым месяцем для Технопарка.
— У нас в Технопарке люди работают десятилетиями, и в первые дни мы стали подозревать всех, — рассказывает Дмитрий. — Кто из них подделал ЭЦП? Не знали, как себя вести. И только через какое-то время мы поняли, что ЭЦП была не только поддельная, но и «клонированная», выпущенная в разных городах по поддельным документам. Вы не поверите, но мошенники забросали арбитражные суды исками к Технопарку о взыскании несуществующих задолженностей в пользу никогда не состоявших ни в каких отношениях с нами контрагентов.
Полицейские опросили тех, чьи подписи стояли в исках. Они понятия не имели, что им якобы кто-то что-то должен. В МВД говорят: при подаче документов в арбитраж были использованы IP-адреса, принадлежащие иностранным провайдерам (расположенным, к примеру, в Финляндии и США).
— Перед тем как поменять название компании, ее руководство пытались скомпрометировать, — продолжают в МВД. — На расчетные счета Технопарка поступали деньги. Размер смешной — по 301 рублю. Но! Было указано конкретное назначение платежа — «для последующего перечисления...» И назывались четыре запрещенные в России организации.
Силовики дают советы всем бизнесменам регулярно изучать, откуда и на что поступают деньги на счет и немедленно обращаться в полицию, если заметят такой вот «подарочек». Еще рекомендуют поставить запрет на любые сделки без присутствия гендиректора и собственника. Сделать это можно, к слову, не в каждой налоговой инспекции (и там уже стоят очереди), а лишь в той, которая осуществляет функции по регистрации. Так что лучше поторопиться.
В МВД настаивают: преступная организация (вероятно, международная, и может, не одна), от которой пострадал Технопарк, угрожает экономической безопасности всей страны. Это только кажется, что дело касается конкретного ООО или ИП. Представьте, если в одночасье все частные нефтяные заводы, молочные и мясные фабрики, все хлебопекарни и т.д. перейдут в руки к новым хозяевам и поменяют названия? Производство замрет. А пока суд да дело, люди останутся без самого необходимого.
Читайте также: Начальника ФСИН Ростова поместили в СИЗО, где погиб его предшественник