Михайлов, как и многие другие, баллотировался в академию. Причем вокруг его кандидатуры плелась определенная интрига. В сентябре Комиссия по борьбе с фальсификациями РАН внесла его в скандальный список 56 кандидатов, в научных работах которых был обнаружен плагиат. Однако многие сочли это провокацией — в научных кругах говорили, что у них к ученому нет вопросов.
«Николай Иванович был ведущим специалистом в области права, — говорит академик Николай Долгушкин. — Все важные поправки в Закон о РАН были подготовлены при его участии. Я его знаю 30 лет, мы оба участвовали в душанбинских событиях в феврале 1990 года от ЦК партии. Над таджикской республикой тогда нависала угроза госпереворота. Он выходил к 10-тысячной толпе душманов и говорил с ними понятным, доходчивым языком. Мы тогда предотвратили попытку госпереворота.
На прошлой неделе ученый слег с пищевым отравлением. Однако в среду нашел в себе силы выступить с прекрасным докладом в Институте философии, потом ему стало хуже. Началась интоксикация организма».
Михайлов пережил свою супругу на 4 года. У него осталась дочь и двое внуков. Ученый считался одним из известнейших специалистов по правовым проблемам создания и деятельности стратегически значимых коммерческих корпораций. Он входил во многие экспертные советы, в том числе при Совете Федерации.