В последние годы отношение некоторых российских чиновников разного уровня к бизнесу все чаще заставляет вспоминать историю. Политические лидеры могут произносить самые правильные слова, но исполнители «на местах», похоже, свято поверившие в то, что являются всесильной владеющей Россией «кастой», которая никому «ничего не должна» и «не просила рождаться» копошащихся у нее под ногами людишек, как будто сорвались с поводка и перестали обращать внимание на собственное руководство.
И президент России Владимир Путин, и премьер Дмитрий Медведев многократно требовали от своих подчиненных и в целом от системы государственного управления России прекратить «кошмарить бизнес». Указания на необходимость создания атмосферы доверия, построения правового государства и укрепления судебной системы стали нормой жизни, одним из обстоятельств повседневного быта.
Примечательным представляется судьба одного из крупнейших в Брянской области торгово-развлекательных центров «Тимошковых». Весной 2018 года, когда после трагедии в «Зимней вишне» по всей стране стали проверять ТРЦ, МЧС нашла нарушения противопожарной безопасности во всех крупнейших ТРЦ Брянска. Правда, нарушения были разной степени опасности.
Скажем, в другом ТРЦ нарушения весьма напоминали наблюдавшиеся в «Зимней вишне». А за полгода до проверки в нем уже произошел пожар, причем нарушения противопожарной безопасности за это время так и не устранили. Но закрыли не его, а принадлежавший оппозиционному депутату, уехавшему из России «по политическим причинам», торговый центр. Третий ТРЦ – «Тимошковых» – закрыли также, хотя в мае 2018 года Управление МЧС по Брянской области выдало заключение, что там осталось лишь шесть незначительных нарушений, не представлявших никакой опасности. А затем владелец устранил и их, но это ему не помогло: «Судебная коллегия почему-то посчитала субъективным мнение представителя МЧС, который на прямой вопрос: «Представляет ли ТРЦ угрозу для жизни граждан?» – ответил, что с точки зрения пожарной безопасности торговый центр не представляет угрозу для посетителей».
Другой предъявленной претензией было объявление (без какой бы то ни было внятной экспертизы) здания ТРЦ и пристройки к нему не двумя зданиями, возведенными в разное время и порознь введенными в эксплуатацию, а единым зданием, которое никто никогда эксплуатировать не разрешал.
Как горько шутят в Брянске, главный критерий пожарной безопасности – это, скорей всего, близость к власти. В целом напрашивается предположение, что нужная проверка ради безопасности людей в итоге превращается в какое-то сведение счетов.
Владельцы ТРЦ «Тимошковых» прошли более трех десятков (!) судов различных инстанций. В конце апреля уже 2019 года Верховный суд, несмотря на слишком часто поминаемую в России «корпоративную судейскую солидарность», отменил постановление о закрытии ТРЦ, но он так и не заработал.
Лишь в июле брянский суд выполнил требование Верховного суда России и пригласил специалистов для изучения ситуации. Длительное приостановление деятельности ТРЦ, насколько можно полагать, принесло колоссальный ущерб и фактическое разрушение бизнеса не только его владельцу, но и примерно тысячи его арендаторов.
Для них физически не оказалось места, и, кроме того, в других ТРЦ арендная плата, порой, существенно превышала ту, что платили в ТРЦ «Тимошковых». Это вполне логично: именно в этом смысл создания монополий, тем более таких противоестественных, как в торговле.
Предприниматели обращались за помощью к губернатору, но говорят, что не получили даже сочувствия, … там, по их словам, им лишь предложили обратиться в суд с требованием взыскать потерянные деньги с … Николая Тимошкова.
Полагаю, что если бы городские власти больше заботились о развитии бизнеса, о создании рабочих мест, о противопожарной безопасности, на протяжении последних лет они, наверное, вели бы себя несколько по-другому.
Существенно, что Брянская область, как граничащая с Украиной и Белоруссией, невольно является витриной России: по происходящему в ней соседи судят о нас – и столь наглядная история с бизнесом невольно от интеграции с нами.
Но чиновники, по всей видимости, думают не об этом.
Пока граждане России еще верят власти. Вот и владелец уничтожаемого уже полтора года ТРЦ «Тимошковых» вынужден обратиться к последней в России инстанции – к президенту.
Судебная власть, несмотря на все заклинания о необходимости ее укрепления, в очередной раз с предельной убедительностью продемонстрировала неоднозначность правосудия даже для более чем обеспеченных граждан России.
А в России, в результате отношения пусть даже и отдельных региональных представителей бюрократии к своим обязанностям, многие бизнесмены с беспокойством вглядываются в свое будущее.