МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

«Экипаж не виноват»: эксперты объяснили причину попадания птиц в А-321

У пилотов уже не было возможности остановить взлет

Жесткая посадка самолета А-321 недалеко от аэродрома Жуковский, которую в Сети окрестили чудом на кукурузном поле, обрастает новыми подробностями. Оказывается, служба управления полетами Жуковского предупреждала пилотов о том, что рядом с взлетной полосой возможно появление птиц. Это следует из недавно опубликованных переговоров пилотов с «землей». Но при этом аэропорт взлет все-таки разрешил. «МК» выяснил, не нарушили ли инструкции пилоты и как на самом деле необходимо было поступить центру управления полетами аэропорта Жуковский.

Фото: Лев Сперанский

Расшифровка переговоров пилотов рейса Жуковский—Симферополь, которые опубликовало издание Baza, содержит любопытные сведения. А именно: диспетчеры еще до взлета самолета А-321 «Уральских авиалиний», оказывается, предупреждали экипаж о птицах.

15 августа в 6.12 по московскому времени пилот А-321 сообщает диспетчеру: «К взлету готов!» Диспетчер отвечает: «Взлет разрешаю». И тут же добавляет: «…Отдельные перелеты птиц». Пилот почти тут же говорит: «Взлетаю». Потом наступает двухминутная пауза — самолет идет на взлет и переговоры не ведут, чтобы не мешать пилотам. Однако спустя всего две минуты борт А-321 дает сигнал тревоги: «ПАН, ПАН, ПАН!» Вскоре выяснится: пресловутые птицы, о которых предупреждал диспетчер, попали в двигатель.

Дальше случается то, что мы все уже знаем, — самолет благополучно, благодаря геройству двух пилотов, садится в кукурузном поле, в нескольких километрах от взлетной полосы. Однако после публикации расшифровки переговоров некоторые эксперты и издания стали задаваться вопросом: а мог ли пилот избежать инцидента, просто остановив взлет после получения информации о птицах?

— Если информацию о птицах пилот получает на взлете, уже в момент разбега, то здесь летчик находится в затруднительной ситуации, — объясняет «МК» член президиума «Офицеров России» генерал-майор авиации Михаил Макарук. — Особенно трудно принять решение пилоту после слов диспетчера «Взлет разрешаю». Если исходить из того, что самолет все-таки продолжил полет, то пилот принял решение, что птицы не представляют угрозы — ведь прозвучало: «Взлет разрешаю!» Следовательно, это нельзя назвать нарушением. Пилот действовал в рамках правил.

По мнению эксперта, чтобы избежать таких случаев, надо исходить из того, насколько в районе аэропорта заметна активность птиц. Если это редкие случаи и пилот получает такую команду, особенно гражданского самолета, то командир экипажа может принять решение остановить взлет — ситуация неординарная и опасность велика.

— Но если пилот уже вывел обороты двигателей на взлет и вдруг диспетчер говорит, как в нашем случае, про птиц, то самолет уже очень опасно останавливать: скорость может быть настолько велика, что лайнер легко выкатится за взлетную полосу. И тогда велика вероятность вообще погубить и самолет, и экипаж.

Другое дело, если появление птиц в районе аэродрома — явление частое. Как поясняет Михаил Макарчук, который много лет был летчиком-инструктором, в таких случаях на инструктаже и во время предполетной подготовки пилоту указывается на миграции и скопления пернатых.

— Именно на инструктаже надо обращать внимание на птиц. То есть заранее, до того, как экипаж сел в самолет и уж тем более начал взлет, — продолжает генерал-майор авиации Михаил Макарук. — И не оставлять это на ответственности пилота, чтобы он сам в критический момент принимал решение.

Эксперт твердо уверен: в случае с инцидентом А-321 в Жуковском должны разбираться не с пилотами, а непосредственно с аэродромом. Ведь именно там отвечают за орнитологическую обстановку в районе.

Читайте также: Опубликована расшифровка переговоров пилотов севшего в поле самолета

Узнавайте первыми о происшествиях: подпишитесь на канал «Срочные новости» в Telegram.

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах