Robinson вылетел с аэродрома Шевлино, расположенного в 55 км от Москвы по Пятницкому шоссе, куда и должен был вернуться после полета. По словам очевидцев из села Барское-Мелечкино, вблизи которого упал вертолет, было похоже, что пилот усиленно пытался посадить машину, но она не слушалась. В конце концов Robinson ударился о землю и развалился.
— Я случайно пролетал на дельтаплане и увидел на земле разбитый вертолет, — рассказывает Дмитрий, очевидец происшествия. — По рации доложил о случившемся на аэродром, а сам решил приземлиться. Надеялся, что, может, кто-нибудь остался жив. На земле стало понятно, что все мертвы. Я снял винт и дождался приезда специалистов.
Одного из пилотов ударом выбросило из кабины на землю, а второго, напротив, зажало внутри. Оба погибли на месте. Характер разброса обломков говорит о том, что Robinson падал с довольно высокой вертикальной скоростью, из-за чего удар был очень сильным.
СПРАВКА "МК"
Всего, по данным Комиссии по вопросам развития авиации общего назначения, начиная с 2007 года в России произошло 95 авиапроисшествий с легкими вертолетами, в том числе 40 катастроф с гибелью людей. Все вертолеты — иностранного производства. Наиболее распространенные причины катастроф: попадание вертолета в сложные метеоусловия, где невозможно пилотирование по правилам визуальных полетов (более 50% случаев); столкновение с проводами линий электропередачи и с землей, а также с летательным аппаратом в воздухе, с птицей; полная выработка топлива и отказ техники. Примерно в каждом десятом случае катастрофы у погибших пилотов обнаруживали алкоголь в крови.
В России зарегистрировано более 700 легких вертолетов. Из них, в частности, Robinson-44/66 — более 400, Eurocopter — около 200; есть также американские Bell и европейские AgustaWestland.
Главный редактор журнала «Авиация и спорт» Вячеслав Головушкин рассказал «МК», что оба погибших пилота пользовались огромным авторитетом в кругах любителей авиации. В частности, «у Игоря Валентиновича Никитина было много научных работ по сверхлегкой авиации. Он освоил летательные аппараты многих типов. Неслучайно именно его в свое время попросили стать инструктором Владимира Путина».
Игорь Никитин всю свою жизнь посвятил развитию сверхмалой авиации в нашей стране. Его собственный налет на различных типах дельтапланов составлял более 2,5 тыс. часов. В последнее время он делал все, чтобы возродить в стране советскую систему подготовки и обучения полетам на машинах такого класса. Его мечтой было сделать сверхмалую авиацию доступной и поистине народной. Игорь Валентинович был настолько увлечен этой идеей, что мало уделял внимания себе, своей семье. Вспоминает бывшая жена летчика Татьяна Николаевна:
— Несмотря на развод 13 лет назад, я все равно жила его жизнью, отслеживала каждый шаг, каждый полет! Познакомились в 1985 году. Он тогда летал просто на дельтапланах. Потом были мотодельтапланы. Мы и развелись-то потому, что он жил не со мной, а с воздушной техникой. Бывает, обедает, ложка автоматически ходит от тарелки до рта, а я же вижу, что в этот момент далеко в небе!.. Вообще у Игоря было развито потрясающее чувство интуиции. Он мне как-то говорил об одном случае во Вьетнаме — он там обучал начинающих любителей полетов. Там ему снился сон, что он вот-вот должен умереть. Потом появился мужчина и сообщил, что он еще должен пожить. А у меня последний месяц снились о нем плохие сны. Я маме рассказывала о них каждый день. В душе была уверена: что-то должно произойти! Ночью связывалась с сыном. Он взрослый и работает программистом в Сочи. Постарается приехать. Может, мне с ним легче будет…
В авиационных кругах Никитин стал широко известен после того, как в 2012 году учил Президента России Владимира Путина управлять дельталетом перед его знаменитым полетом с журавлями, в рамках экологического проекта по сохранению популяции стерхов. Этот метод был впервые опробован в США, когда в результате специальной подготовки журавлята воспринимают дельталет как лидера стаи и следуют за ним до места зимовки наиболее безопасным маршрутом. При такой схеме более 90% выращенных в неволе птенцов после зимовки самостоятельно возвращаются на место выпуска.
Уроки пошли впрок. В сентябре Владимир Путин выполнил полет на дельталете вместе со стаей белых журавлей на территории заказника «Кушеват» в 160 км южнее Салехарда. Модель, на которой Никитин учил летать президента, тоже была разработана и построена Игорем Валентиновичем для проекта по сохранению популяции стерхов. Во время обучения он провел с президентом в небе в общей сложности более 14 часов.
Другой погибший пилот Robinson — ведущий инженер студенческого конструкторского бюро МГТУ, 58-летний летчик Олег Чернигин. Он является автором свыше 15 научных работ по аэродинамике, проектированию, конструкции и применению сверхлегких воздушных судов в экономике. В 2011 году помогал Игорю Никитину обучать на тот момент премьер-министра Владимира Путина.
Никитин был выбран руководителем Объединенной федерации сверхлегкой авиации после смерти в марте 2015 года известного авиатора Владимира Забавы. А вообще сама по себе эта должность «расстрельная», но не в том дурном смысле, в каком представляют себе чиновники. Просто небо часто уводит самых лучших. Вот и один из прежних руководителей федерации — Олег Лякишев — погиб в июне 2004 года, во время катастрофы восстановленного исторического самолета Ли-2.
ЛЕТЧИК НИКИТИН — О ПИЛОТЕ ПУТИНЕ (в интервью «МК»):
✔ С задачей он справился лучше большинства курсантов. И это при том, что ему приходилось распределять внимание: одновременно учиться управлять дельталетом и слушать мои наставления. Времени на то, чтобы провести длинный инструктаж на земле, не было — человек он занятой. Поэтому почти всю теорию я объяснял в небе.
✔ Он проходил такую же проверку, как и перед полетом с другими курсантами. И никаких специальных бумаг я тоже не подписывал.
✔ Охрана сопровождала нас только на летном поле. В воздух, конечно, они с нами не поднимались.
✔ Владимир Владимирович как пилот не экстремален: он четко выполнял инструкции, не выходя за грань допустимого.