Наблюдатели предсказывали: максимум одно дело в неделю, но «прилетело» раньше. 27 июня в 7 утра домой к предпринимателю Егору Литуеву, генеральному директору компании «Ксеньевский прииск», пришли с обыском сотрудники Следственного управления УМВД России по Забайкальскому краю совместно с оперативниками Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД России. Искать доказательства преступления начали не в офисе, где, по логике, должны находиться все документы, а в квартире, в присутствии жены и двух малолетних детей. В офисе, правда, потом тоже продолжили. В этот же вечер Литуева в качестве подозреваемого увезли из Москвы в Читу, в Забайкалье, а потом в Могочу, за 600 км от Читы, на суд. Вопреки всякой логике, его повезли в Могочинский районный суд для избрания меры пресечения, хотя следствие ведется в Чите, а задержан Литуев был в Москве. Любопытно, что билет на Литуева «в один конец» был выписан заранее. Ехали 2 дня, и уже 29 предъявили обвинение. Не проанализировав изъятые документы, не исследуя доказательства, представленные защитником Литуева, проведя лишь дежурные допросы. Но по ст. 160 УК РФ запрещено сажать предпринимателей, поэтому добавили еще пару статей. Внимание – о незаконной вырубке леса! Статья 260 УК РФ. Дело возбуждено в апреле 2019 г. – в отношении неопределенного круга лиц, так как кто именно вырубил интересующий следствие лес, не известно до сих пор, однако для утяжеления ст. 160 УК РФ данный факт подошел как нельзя лучше.
По заявлению зятя экс-мэра Киева Сергея Янчукова, с которым отец Егора Литуева – Виктор Литуев – судится за Итакинское месторождение золота. Причем в данном случае – актив стратегический для России. Не так много в стране осталось таких перспективных месторождений. Разведанные запасы Итакинского месторождения составляют около 62 тонн, стоимость его оценивается в сумму не менее 100 млн долларов.
Хроника борьбы за актив такова. «Группа компаний "Мангазея" Сергея Янчукова договорилась с владельцем лицензии на месторождение Виктором Литуевым о приобретении лицензии. В августе 2017 года группа компаний "Мангазея" Сергея Янчукова фактически получила операционный контроль над ИЗК, покупатель должен был оплатить стоимость компании и закрыть сделку. Спустя год Литуев потребовал вернуть актив, потому что покупатель не хотел платить. "В апреле 2018 года Сергей Янчуков заявил Виктору Литуеву, что не будет платить за актив. Янчуков должен был перевести деньги за актив еще год назад, но так этого и не сделал", - рассказал СМИ гендиректор "Ксеньевского прииска" Егор Литуев (сын Виктора Литуева)», – пишет «Российская газета». Девятый арбитражный апелляционный суд обязал Янчукова вернуть Литуеву актив и взыскал с Янчукова в пользу Литуева-старшего неустойку в размере почти 500 млн рублей. В рамках параллельного дела Арбитражным судом г. Москвы Виктор Литуев оспорил ряд сделок по выводу активов из совместного предприятия с Литуевым-старшим (ООО «ВАП»), совершенных Янчуковым в пользу своей компании – АО «Могочинская горнорудная компания». Суд первой инстанции признал тот факт, что Янчуков действовал в ущерб акционерам. И вот накануне кассационного этапа суда вокруг стратегического месторождения Янчуков инициирует дело против сына оппонента. Ахиллесова пята у всех одна, будь ты хоть золотопромышленник, хоть сапожник, но когда на кону судьба детей, человек беззащитен и сговорчив...
По словам Виктора Литуева, надуманное дело о незаконной вырубке леса аккурат накануне кассации является «наездом, осуществленным руками правоохранителей» с целью оказать на него давление в суде. Арест сына он называет незаконным и квалифицирует его как «взятие сына в заложники».
Адвокат Литуева Сергей Малюкин утверждает, что «все спешные действия следственных органов по вывозу Егора Литуева в далекую забайкальскую Могочу были тщательно продуманы и направлены на то, чтобы не дать опомниться и предоставить мотивированные и документально обоснованные возражения по предъявленному обвинению и ходатайству об избрании меры пресечения. Подняли с кровати для проведения обыска в квартире и до вечера без перерыва проводили следственные мероприятия, не давая ни еды, ни воды. После двух обысков, в квартире и офисе, Литуева доставили в ГУЭБиПК МВД России, где Литуева задержали и вывезли в Читу. Утром следующего дня после 6-часового перелета привезли сразу на допрос в СЧ СУ УМВД России по Забайкальскому краю, который продлился более трех часов. Хотя задержан Литуев был в Москве, а следствие ведется в Чите, вопреки всякой логике, его повезли в
Могочинский суд для избрания меры пресечения, это еще 600 километров, 8 часов езды по сложной дороге. К часу ночи субботы Литуева доставили в изолятор временного содержания г. Могоча. Первоначально в 9 утра должен был уже начаться суд, однако следствие приняло решение суд отложить, вместо заседания предъявив Литуеву обвинение, видимо, чтобы закрепить свою позицию перед судом. После предъявления обвинения начался суд, который вынес решение об аресте на полтора месяца. Несмотря на то, что по закону ходатайство следователя мог рассматривать суд в Чите или в Москве, но никак не в Могоче. Хотя ничего удивительного – ведь именно в Могоче базируется компания Янчукова «Мангазея».
Ну и кому какое дело до тех аргументов, что сам прииск, гендиректором которого является Егор Литуев, лес не вырубал. Показаний подрядной организации, которая по договору несет ответственность за соблюдение природоохранного законодательства, никто на суде даже не стал зачитывать. Кого волнует, что лес вырубался не для коммерческой продажи, а в рамках отработки лицензии по добыче россыпного золота. Это абсолютно нормальная практика, но из-за пробелов в законодательстве при желании происходит неправильная оценка деятельности по рубке леса.
Самое же интересное, что дело по растрате было возбуждено по заявлению Янчукова, который на момент подачи заявления уже не являлся акционером прииска и полномочий на подачу заявления от лица прииска не имел. Прииск - публичное акционерное общество, отчет о деятельности которого публиковался в открытых источниках, и Янчукову всегда было известно о всей его деятельности, и никаких претензий ни к Литуеву, ни к подрядной организации – ИП «Крестьянинов» – он не имел, до тех пор, пока суд вокруг Итакинского золота не вынес решение в пользу Виктора Литуева. И тут в «украинском зяте» проснулся российский эколог...»
«Абсурд и произвол» – такими эпитетами характеризует процесс задержания своего подзащитного предпринимателя адвокат Сергей Малюкин.
Небезынтересен и еще один момент относительно Янчукова – его женитьба на дочери бывшего мэра Киева Леонида Черновецкого. Леонид Черновецкий входит в список самых богатых украинцев с состоянием 680 млн долларов. Как пишет «Российская газета»: «Его сын Степан – давний партнер Янчукова – возглавляет семейную компанию... В 2016 году, по данным СМИ, Степан Черновецкий и еще несколько человек были на месяц задержаны в Испании по подозрению в участии в деятельности преступной организации... Вряд ли кто-то сможет поручиться, что капиталы Черновецких не используются их близким родственником для освоения российских природных богатств и в иных прибыльных предприятиях.
И вот теперь, похоже, в интересах этой семьи действуют отечественные правоохранительные органы. Из недосягаемого города Могоча.