МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Авиаэксперт о "черных ящиках" "Суперджета": прольют свет слова второго пилота

Воздействие электромагнитного удара молний на самолет до сих пор не исследовано, отмечает специалист

Эксперты Межгосударственного авиационного комитета (МАК) приступили к расшифровке бортовых самописцев самолета «Сухой суперджет», который сгорел в Шереметьево. Смогут ли эти «черные ящики», один из которых серьезно поврежден пламенем, открыть тайну гибели 41 человека? «МК» расспросил об этом авиаэксперта.

Фото: Следственный комитет РФ

На месте трагедии были обнаружены два бортовых самописца. Один речевой, который фиксирует переговоры внутри самолета, а второй — параметрический — записывает на носитель важнейшие характеристики работы самолетных систем. Современные «черные ящики», которые, на самом деле, окрашены в яркий оранжевый цвет, способны записывать на магнитный носитель сотни параметров, включая, скорость, высоту, угол атаки, а также фиксировать параметры работы двигателей и всех ключевых систем — электрической, гидравлической, топливной.

Как сообщили представители следствия, один из найденных на месте катастрофы самописцев, а именно параметрический — сильно обгорел. Тем не менее специалисты МАКа сообщили, что скопировали содержимое записывающей аппаратуры и приступили к ее расшифровке. Как информация с «черных ящиков» может помочь следствию? Эксперт «Авиа.ру» Владимир Карнозов сказал «МК», что в этом конкретном случае данные с самописцев будут носить вспомогательный характер, поскольку живы оба члена экипажа.

- Расшифровка «черных ящиков» поможет проверить показания командира воздушного судна. Именно он управлял самолетом и принимал все решения, - сказал Владимир Карнозов. - Второй пилот в данном случае нес гораздо меньшую ответственность. Его показания гораздо важнее любого самописца. Если вдруг капитан, в случае чего, будет себя выгораживать, то установить истину поможет второй пилот.

По мнению эксперта, летное происшествие зафиксировано несколькими видеокамерами, включая момент первого и последующих касаний шасси самолета бетонки взлетно-посадочной полосы.

- Картина, в принципе, понятна. Самолет в воздухе не горел. Сильный удар был при касании. Пробило топливные баки, они вспыхнули либо от поврежденной проводки, либо от струи двигателя. Дальше все пошло по самом тяжелому сценарию, - сказал эксперт.

В то же время, по его словам, важно понять, что происходило на борту до того, как командир принял решение идти на посадку. И здесь показания второго пилота будут даже важнее любых систем объективного контроля.

- Сейчас летчиков все осуждают. Но пока надо очень осторожно это делать, потому что надо точно понять, что в самолете работало, а что нет, - считает Владимир Карнозов. - Если все работало как надо, тогда налицо ошибки пилотирования, это понятно. Ну, а если там был сбой за сбоем? То вообще хорошо, что самолет сел. Мы не знаем, какие там были отказы, как функционировала система управления.

Он напомнил, что ранее командир злосчастного воздушного судна сообщил, после разряда молнии отказала радиосвязь, в том числе резервный канал.

- «Суперджет» - «компьютерный» самолет. Управляется джойстиком. А главное напичкан электронными датчиками, сигналы с которых поступают в систему управления. Если чувствительные электромагнитные датчики были повреждены в результате разряда молнии, то они могли выдавать в систему управления неверную информацию, а, значит, мешать летчику.

- Но попадание молнии в самолет — нередкое явление. Обычно все обходится.

- К сожалению, область естествознания, связанная с электромагнитными разрядами в воздухе, очень слабо продвинулась. Это известный факт. Более того, если какие-то существенные открытия делаются, то они все секретные. Все это связано с плазмой и сильно влияет на прогресс в ракетном оружии. Вот мы говорим: молния ударила. А какая молния? Ученые до сих пор не изобрели единицы измерения силы, энергии удара молнии. Да, тысячи молний попадают в объекты, но их надо по интенсивности сортировать, а мы не можем. Нет единицы измерения для нее. Требования к противогрозовой защите самолета есть, но они примитивно формальные. Здесь явно был сильный удар, раз радио отказало, в том числе резервное. Радио не такое уж нежное устройство. Есть гораздо более чувствительные электронные устройства на борту.

- О чем еще заставляет задуматься эта катастрофа?

-Есть некоторые общие идеи. Они все время высказываются сразу после резонансных катастроф, но потом забываются. Например, идея создать сбрасываемый модуль с парашютной системой. Когда с самолетом что-то происходит, летчики могли бы отстреливать пассажирскую кабину, чтобы она приземлилась на парашюте. В принципе это можно сделать, технически это реализуемо. Использовать большие парашюты, как во время приземления космических кораблей. Обычно, эта идея высказывается, но потом очередная катастрофа забывается, и опять все заново.

Узнавайте первыми о происшествиях: подпишитесь на канал «Срочные новости» в Telegram.

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах