- Для пожаротушения собор Парижской Богоматери - очень сложный объект. Это и большая высота здания (35 метров), и большая площадь конструкций, в том числе арочного перекрытия. Плюс еще и наличие огромных материальных ценностей, которые нужно было спасать. Стремительному распространению огня способствовали многочисленные деревянные конструкции. Пламенем было охвачена площадь в тысячу квадратных метров.
Сложность пожаротушения заключалась еще и в том, что подъезд к зданию был затруднен. Собор построен на острове реки Сены, в старейшей части города. Пожарные могли подъехать к зданию только со стороны фасада и по достаточно узкой улочке с северной стены собора. Пожарным было достаточно сложно установить там подъемные механизмы.
Сотрудники, а потом и пожарные действовали четко, сначала вывели из собора всех посетителей. Одновременно тушили пожар и выносили реликвии. К горящему зданию были стянуты значительные силы. Там действовали 15 пожарных машин, 400 пожарных. Были использованы и раздвижные лестницы, и подъемные платформы с водометами.
- Почему не были использованы легкие вертолеты для сброса воды из Сены? Подвесная корзина там ведь достаточно внушительная, в емкость помещается до 500 литров воды.
- Это не так просто подлететь в городе к горящему зданию на низкой высоте и сбросить воду. Конфигурация здания там достаточно сложная. На высоте действуют мощные вихревые потоки, плюс там очень высокая температура. Горячий воздух мог попасть в двигатель вертолета и жертв было бы не избежать. Данная авиационная технология должна быть хорошо отработана. В городе она всегда связана с большим риском для жизни личного состава.
Надо учитывать еще и архитектурную ценность собора. Не удивительно, что звучали опасения, что сбросы воды могут явиться дополнительной нагрузкой на здание старой постройки, и стены могут обрушиться.
- В соборе велись реставрационные работы, часть здания была закрыта строительными лесами. По одной из версий, возгорание могло случиться из — за нарушения техники безопасности при проведении сварочных работ. У нас в каком-то из храмов может повториться подобная ситуация?
- У нас на проведение в здании огневых работ требуется получить специальное разрешение. Все это согласовывается с Государственным пожарным надзором. Вплоть до того, что на месте выставляется отдельный пост, дежурит пожарная машина.
- Вам приходилось тушить пожары в храмах?
- Когда строился Храм Христа спасителя, было возгорание бытовок. Огонь быстро потушили. Также в свое время я принимал участие в тушении церкви на Большой Полянке. Пожар в кротчайший срок удалось ликвидировать. Когда горит храм, пожару присваивается повышенная категория сложности. Это связано и с возможным большим скоплением людей, и наличием больших материальных ценностей. К тому же, в храмах, как правило, достаточно сложная планировка, много тесных подсобных помещений.
- Если ли у наших пожарных в достаточном количестве оборудование, чтобы потушить пожар, скажем, в храме Христа Спасителя, высота которого с куполом и крестом составляет 105 метров?
- У современных пожарных есть 80, 90 и 100 — метровые подъемники. На пожарных машинах стоят мощные лафетные стволы с повышенным расходом воды. Все необходимое оборудование есть, спасатели у нас очень хорошо подготовлены. Храм Христа Спасителя построен с учетом всех противопожарных мероприятий, средств защиты обнаружения и оповещения. За системой пожаротушения на подобных объектах строго следят.
Читайте материал: "Мрачные выводы экспертов: на научную реставрацию Нотр-Дама может уйти полвека"