Всего на борту разбившегося Boeing 737 MAX 8 было 157 человек из которых никто не выжил. Известно, что самолет исчез с радаров через шесть минут после взлета из Аддис-Абебы. Перед тем как упасть, он набрал высоту порядка 2,6 км и скорость - около 700 км в час. По картине места катастрофы видно, что перед столкновением с землей самолет находился в крутом пикировании и вошел носом глубоко в землю, а потому крупные обломки практически отсутствуют.
MAX 8 — самый продаваемый самолет в истории Boeing. Это новейшее поколение семейства Boeing 737. Эксплуатация этой серии началась лишь в 2017 году. Число заказов превышает 4500 единиц. Он летает по всему миру, в том числе и в России, где авиакомпании планируют закупить у производителя свыше 50 новых Boeing 737 MAX 8.
Но сейчас, после катастрофы в Африке, эксплуатанты начали приостанавливать полеты этой машины. В частности, Китай, где летает 96 лайнеров 737 MAX, остановил их полеты до выяснения причин катастрофы. Это решение не случайно — в октябре 2018 года при схожих обстоятельствах такой же самолет рухнул под Джакартой, унеся жизни 189 человек.
- В данной ситуации однозначных выводов у меня пока нет никаких, - заявил «МК» глава Международного консультативно-аналитического агентства «Безопасность полетов» Сергей Мельниченко. - Однако сильно настораживает, что очень уж похожи эти две катастрофы — в Аддис-Абебе и Джакарте.
Журналисты CNN вообще назвали такое сходство «мистическим». Но специалисты не согласны все объяснять «мистикой», считая, что для подобных совпадений имеются вполне земные причины. В частности, первые же данные «черного ящика» разбившегося под Джакартой индонезийского 737 MAX 8, выявили, что в четырех предыдущих полетах другие пилоты сталкивались с такими же проблемами, что и погибший экипаж. Причем у самолета были проблемы не только с рассогласованием показателей скорости и высоты, но касались они и индикации так называемого угла атаки — показателем того, насколько задран нос самолета.
- Эти проблемы были на одном и том же самолете, и в один и тот же день, - уточнил эксперт.- Только один экипаж смог с ними справиться, а другой нет. И тут возникает вопрос: если у одного экипажа это получается, а у другого нет, выходит проблемы не только с самолетом, но еще и с обученностью пилотов?
Сергей Мельниченко рассказал «МК», что американские журналисты, занимавшиеся независимым расследованием катастрофы Boeing 737 MAX 8 под Джакартой, выяснили, что на версии 737 MAX 8 была установлена новая система повышения характеристик маневрирования (MCAS). Она могла сыграть в этой катастрофе важную роль.
Дело в том, что фирма Boeing убедила авиационные власти США - FAA, что пилотов 737 MAX 8 не обязательно обучать дополнительным навыкам владения MCAS, поскольку, мол, система поддерживает базовые летные характеристики более ранних версий.
Таким образом, существенно снижались расходы авиакомпаний, приобретающих самолеты серии MAX. Причем европейцы поначалу не соглашались с таким решением, требуя для своих пилотов переподготовки. Однако позже заняли позицию FAA и Boeing. А вот Бразилия, продолжала гнуть свою линию и потребовала для своих пилотов специальной подготовки на MCAS.
- В чем сложность работы MCAS на самолетах версии 737 MAX 8?
- Дело в том, - объясняет Сергей Мельниченко, – что на них установлены большие по размеру двигатели. Расположены они выше и ближе к носу самолета, чем у предшественников. Это сделано для экономии топлива. Новое расположение и размер двигателей существенно изменили характеристики полета на низкой скорости.
Специалисты Boeing говорят, что никакого секрета из новшеств MCAS не делалось, все описано в руководствах по эксплуатации, обсуждалась на на технических брифингах с потенциальными клиентами. Однако, как оказалось, большинство пилотов не знали, что система работала принципиально иначе, чем управление настройкой стабилизатора на более ранних версиях 737. Так, если на старых самолетах пилот брал штурвала «на себя», то автоматика отключалась, а на 737 MAX 8 штурвал «на себя» MCAS не отключает.
-Преобладающая версия о первопричине катастрофы под Джакартой индонезийского 737 MAX 8 в том, - говорит Мельниченко, - что ошибочные данные датчика угла атаки привели к ошибочной и чрезмерной реакции со стороны автоматики MCAS, переведшей самолет к высокоскоростному пикированию. С ним пилоты справиться не смогли. Теперь Boeing и FAA отвечают на множество вопросов Национального совета по безопасности на транспорте США и индонезийских властей, чтобы определить, не сыграло ли решение не проводить обучение пилотов по новой системе роль в самой тяжелой катастрофе 2018 года.
...Судя по всему, на аналогичные вопросы Boeing и FAA предстоит ответить и относительно катастрофы в Аддис-Абебе. Не менее крупной по масштабу.
Читайте также: "Судьбы жертв авиакатастрофы Boeing в Эфиопии: среди пассажиров нашелся выживший"