На видео хорошо видно, что тяжелый самолет заходит на посадку в сложных погодных условиях. Свет посадочной фары самолета еле пробивается сквозь снежную пелену. Эта фара должна помочь экипажу увидеть перед посадкой взлетно-посадочную полосу до момента касания. Можно предположить, что в плотном снежном заряде, когда ВПП покрыта снегом, различить, где начинается бетонка, практически невозможно.
С земли свет мощной посадочной фары стал различим меньше чем за десять секунд до жесткого приземления самолета. То есть у экипажа практически не было времени на то, чтобы как-то изменить режим полета, например, попробовать уйти на второй круг.
Самолет заходил на посадку с большой вертикальной скоростью. Именно поэтому вместо плавного касания ВПП произошел удар о бетон. При этом самолет на горизонтальной скорости примерно в 200 километров в час практически ударился о взлетку. Ударная перегрузка явно превысила все нормы. Ракетоносец сразу начал разрушаться. Нос самолета с кабиной отломился, перевернулся в воздухе, ударился о землю и воспламенился. Дальше пожар охватил весь самолет.
Важное уточнение от Минобороны: Ту-22М3 совершал обычный учебно-тренировочный полет и был без боекомплекта.
По последним данным, из четырех членов экипажа выжил лишь штурман.
По оценке экспертов, чудо, что в подобной ситуации удалось выжить хоть кому-то. Шансов на срабатывание катапульты практически не было.
Судя по всему, при посадке самолета в сложных метеоусловиях и при ограниченной видимости — экипажу трудно было выдерживать посадочную глиссаду, то есть держать нужную высоту и скорость снижения.
— Обычно учебные полеты в таких условиях отменяют, — рассказал «МК» один из бывших военных летчиков. — Могло случиться так, что взлетал самолет в простых метеоусловиях, а затем, через какое-то время, аэродром накрыл снежный заряд. В Мурманской области это зимой случается часто. Но на этот случай всегда при организации учебных полетов определяются запасные аэродромы, на которые руководитель полетов должен направлять в случае необходимости для посадки самолеты. Здесь, похоже, это правило проигнорировали.
Некоторые уверены, что без преступной халатности тут не обошлось. В известном telegram-канале «Взгляд человека в лампасах» сообщается интересная подробность, которая может повлиять на заключение экспертной комиссии, расследующей ЧП.
«Подозрительно, но руководитель полетов (РП) находился в момент катастрофы в двух километрах от места посадки и физически не мог видеть происходящее», — говорится в сообщении.
Впрочем, в российском Минобороны продолжают придерживаться версии о резком изменении погодных условий при посадке Ту-22М3.
По мнению экспертов, нельзя исключить и технический фактор. Например, по какой-то причине у летчиков могли быть неверные данные высотомеров. Могли быть также и проблемы с двигателями, из-за чего, при заходе на посадку, они не позволили держать нужную скорость и высоту.
— Ту-22М3 — машина тяжелая, больше ста тонн, и в управлении непростая. Изменить быстро режим полета в силу большой инерции очень трудно, — сказал собеседник «МК».
По его словам, комиссии предстоит изучить записи радиопереговоров между экипажем в воздухе и командно-диспетчерским пунктом.
— Это позволит понять, правильно ли информировали экипаж о погодной обстановке в районе посадки, контролировали ли посадочную глиссаду бомбардировщика и какие команды давали летчикам, — сказал эксперт. — Например, давали ли команду уйти на второй круг или на запасной аэродром, предлагали ли катапультироваться.
До выяснения причин катастрофы в Оленегорске полеты Ту-22М3 временно приостановлены.
Катастрофа Ту-22М3 в Мурманской области стала вторым тяжелым происшествием с военными самолетами в январе. Ранее два бомбардировщика Су-34 столкнулись над Японским морем. Из четырех летчиков выжить удалось одному.