То есть бандиты, видимо, отправились на разборки, едва встав из-за праздничного стола. По словам супруги убитого Михаила Маслова, двое неизвестных пришли к ним домой примерно в 2:20. Глава семьи вышел к ним, они о чем-то поговорили, после чего началась потасовка. Маслов был застрелен выстрелом из ружья. По словам первого замглавы Очамчырского района Славика Кучуберия, убитый – отец двоих детей, работал автомехаником. Его нельзя назвать богатым человеком, даже своего дома у него не было – семья жила в доме знакомых.
А вот покушение на Михаила Еваленко производит впечатление заранее спланированного. По данным следствия, злоумышленники заложили пакет со взрывчаткой в его автомобиль Audi Q-7, между лобовым стеклом и капотом. Когда бизнесмен попытался убрать пакет, произошел взрыв. Преступление имело место у дома 47 по улице Апсны в поселке Лдзаа Гагрского района, где временно проживал Еваленко. Москвич выжил, но получил осколочные ранения лица. В сочинской больнице во время операции врачам пришлось удалить ему оба глаза. Родственники собираются переправить Еваленко в Москву, он находится в крайне тяжелом состоянии. Известно, что пострадавший длительное время проживал в Абхазии, где занимался бизнесом.
Еваленко – далеко не единственный россиянин, который нажил себе серьезные проблемы, решив заняться бизнесом в Абхазии. Конечно, не для всех бизнесменов «абхазская эпопея» заканчивается столь трагически. Многие просто вынуждены «делиться» с местными, или уезжать из республики, отдав свой бизнес абхазам. Дело в том, что, согласно местным негласным «традициям», бизнесмен, желающий открыть свое дело в Абхазии, непременно должен взять в соучредители предприятия кого-то из местных. Или просто делиться доходами. Самой известной из этой серии стала, вероятно, история российского бизнесмена Игоря Варова. Варов был владельцем крупнейшего в Абхазии супермаркета «Континент» в Гаграх. Торговый центр был открыт после восстановления разрушенного здания универсама «Гагра» в 2004 году. В нем работало около 130 человек. Варов даже честно следовал всем местным «обычаям» и взял в соучредители абхазов. Но это ему не помогло, как и абхазское гражданство. Эпопея с «отжимом» «Континента» длилась несколько лет. На Варова устраивались покушения, против него возбуждались уголовные дела по надуманным предлогам, его арестовывали и сажали в тюрьму. В 2012 году в кабинет Варова пришли абхазские соучредители «Континента» - братья Саид, Алхас и Джамир Чанба, с ним был также Астамур Гагулия – сын недавно погибшего в автокатастрофе экс-премьера Абхазии Геннадия Гагулия. Абхазские партнеры избили Варова бутылками от шампанского, что зафиксировали камеры видеонаблюдения. Варов попал в больницу, на нападавших было возбуждено уголовное дело – но только в России. А в Абхазии «партнеры» в 2014 году попросту захватили «Континент», прислав в здание вооруженную группу. Варов утверждал, что имущество принадлежащей ему компании «Континент-М» было вывезено и выброшено администрацией города Гагра, тем самым ему был причинен ущерб в сумме около 50 миллионов рублей.
История Варова очень поучительна. Сегодня представители Абхазии на всех площадках зазывают в республику российских бизнесменов, говорят, что заинтересованы в инвестициях. Однако прежде, чем вложить в Абхазию деньги, предприниматели должны трезво оценить все риски. Учесть и тот факт, что в судебном споре с местными, особенно, если эти местные – представители «уважаемых» абхазских родов, они почти наверняка проиграют. Абхазская фемида до сих пор так и не научилась карать «своих». За примерами далеко ходить не надо – достаточно вспомнить истории абхазских русских, которым так и не вернули захваченные местными «героями войны» квартиры. И уж тем более никто за эти захваты не сел в тюрьму. А российская сторона, как показывает практика, не имеет возможностей (или желания?) эффективно защищать интересы своих граждан в дружественной республике.