МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Эксперт: дождь на Кубани приносит больше разрушений, чем смерч

Наводнения на Кубани будут происходить регулярно

В пятницу дождь на Кубани прекратился, вода стала спадать. МЧС и власти региона приступили к подсчету потерь, в том числе — людских. С четверга количество жертв стихии достигло шести человек. В регионе введен режим ЧС.

Все погибшие — утонули. В селе Кривенковском, как мы уже писали ранее, во дворе собственного дома было обнаружено тело 71-летней пенсионерки, а в затопленной квартире 1-го этажа — 82-летнего мужчины. В пятницу страшные находки в домах, подвергшихся ударам стихии, продолжились. При обходе сел в Апшеронском районе спасатели обнаружили в станице Кабардинское три тела утопленников и еще одно — в городе Хадыженске.

Ситуация в этих населенных пунктах накануне была катастрофической. Люди своими глазами видели, как в стремительно прибывающей пучине воды возле восьмиквартирного дома кричал человек, прося о помощи, но подобраться к нему не было возможности. Соседи сидели на крышах своих домов, а грязные потоки воды сносили все на своем пути. Здания администрации, почты, Дома культуры — все оказалось затопленным. Погибли все домашние животные, которых хозяева не успели увести в горы… До сих пор вода в некоторых местах доходит до плеч, нет электричества, не работают магазины.

Неизвестна участь еще двух человек: в Туапсе пытаются выяснить судьбу 67-летней женщины, которую сбило с ног потоком и потащило в сторону моря. А в селе Цыпка ищут 23-летнего пасечника Александра Некрасова, унесенного водой прямо с пасеки…

Однако есть и случаи счастливого спасения. В селе Кривенковском, куда накануне прибыл сводный отряд из 58 сотрудников полиции, сель снес автомобильный мост на единственной дороге. Полицейские вместе с тремя тысячами жителей оказались в ловушке. Тем не менее они смогли эвакуировать население, выведя его в безопасное место. В селе Индюк полицейские успели выловить из реки автомобиль с водителем, который уносило потоком разлившейся реки Чилипси. А в Туапсе полицейский Степан Мерзликин оперативно эвакуировал детсад «Голубая стрела». Он пришел туда за своим ребенком, но увидел, что вода стремительно прибывает, и начал вывозить детей. Все 90 ребятишек были спасены.

Самое страшное для жителей Кубани, похоже, позади. Сейчас жители Туапсинского района и Большого Сочи сражаются с бытовыми неурядицами. Зайдя в местные соцсети, сразу понимаешь главную проблему: где взять питьевую воду? Вообще-то администрация начала подвозить канистры с водой на улицы города еще в четверг. Но утром в пятницу многие из них оказались пусты. «Утренний квест «добудь воду» я не прошел. Сдаюсь», — написал житель Туапсе Михаил Шаров, выложив видео с обезвоженными баками.

На случай нехватки воды везде даются оперативные телефоны. Но, как сообщили многие жители, с этих телефонов пересылают на другие, а те не отвечают. По городу ездили еще и машины с водой, но найти и догнать их было непросто. В результате к середине дня жители, собравшись своими силами, отправились в горы к родникам… Впрочем, многие сообщали, что в магазины с утра завезли бутилированную воду. И цена приемлемая — по 58 рублей за 5 литров. Накануне, правда, продавали дороже. Но из администрации после многочисленных жалоб пришло указание проверять и наказывать все торговые точки, завышающие цену.

В четверг вечером народ с перепугу закупался в магазинах хлебом: тащили по 4–5 буханок. «Народ, вы к чему готовитесь?!» — удивлялись в соцсетях. Мэр Сочи Анатолий Пахомов успокаивал горожан: по его словам, запасов бакалеи в магазинах имеется на 7–14 дней, продуктов долгосрочного хранения — на 7–10 дней, сыров и колбасных изделий — на 7 дней, масложировой продукции — на 5–7 дней, хлеба — на четверо суток. На восстановление разрушенной инфраструктуры, напомним, отведено три дня.

Второй вопрос, которых многих беспокоил: размытые дороги. Добраться из одной точки побережья в другую стало практически невозможно. В Лазаревском районе селем снесло часть трассы, мост через реку Макопсе и участок железнодорожного полотна. Вернее, само полотно, как рассказывают очевидцы, висит в воздухе: размыта насыпь под ним. Местные жители разработали по этому поводу свой маршрут: до обвала доезжали на такси, дальше — через реку пешком, на той стороне опять ловили машину. По свидетельствам очевидцев, на преодоление этих препятствий у них ушел час. И это вполне приемлемо, поскольку навигаторы, показывающие дорогу в обход, через Южную Осетию, отводят на эту «петлю» 21 час. К середине дня пятницы в Туапсе пришла первая «Ласточка» — пробная электричка из Сочи, и люди воспряли духом.

Куда тревожнее ситуация с повреждениями газовых труб и нефтепровода. В ночь с 25 на 26 октября в районе поселка Греческий Туапсинского района селевым потоком была повреждена стенка магистрального трубопровода Тихорецк—Туапсе-1. На землю вылилось около 5 кубометров нефти. Трубопровод был срочно перекрыт. Жители сообщают, однако, что нефтяные пятна видны на пляже, а по всей округе разносится едкий запах…

Незавидна судьба и пассажиров около тридцати поездов, которые встали из-за размытых путей. Некоторые составы, которые застряли между двух размытых участков, пережили сутки кошмара без воды и еды. Но к пятнице всех пассажиров уже эвакуировали автотранспортом.

Только у школьников радость: в пострадавших городах объявлены каникулы — школы закрыты. Впрочем, без электричества и воды, с размытыми дорогами, по колено в грязи радости от отдыха мало.

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА

Евгений ВИТИШКО, руководитель краснодарского отделения экологической организации «Зеленая Лига»:

— За наводнением я наблюдал из окна собственного дома в Туапсе. С самого начала было понятно, что дождь приведет к катастрофе. В городе нет инфраструктуры, способной противостоять наводнению. При этом дожди объемом больше 100 миллиметров в нашей местности проходят как минимум два раза в год. Во-первых, нам нужны объекты, позволяющие откачивать воду в реку, во-вторых, необходимо пересмотреть генплан города. Но ни того, ни другого у нас делать не собираются. Например, генплан составлен в 2010 году, и там нет вообще никаких мер, которые могли бы улучшить обстановку.

Настоящая беда у нас — с ливневой канализацией. Поэтому, например, у нас тонут международный аэропорт и железнодорожный вокзал в Адлере. Выбирая между эстетикой и безопасностью, проектировщики сделали выбор в пользу первого. Теперь для безопасности их нужно перестраивать.

По моим оценкам, самое страшное наводнение в истории края произошло в 1991 году. Тогда погибли 27 человек. При этом с 2010 года наводнения стали регулярными. Это говорит о том, что раньше у нас работали структуры, которые понимали проблему и знали, как с ней работать. Сейчас таких экспертов нет даже на федеральном уровне.

Узнавайте первыми о происшествиях: подпишитесь на канал «Срочные новости» в Telegram.

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах