Спасателям пришлось применять пневматические ножницы и домкраты для того, чтобы извлечь некоторых пострадавших. Как передает портал Repubblica.it, в результате случившегося 24 человека были ранены и доставлены в поликлинику Умберто I, из них один в тяжелом состоянии, еще шесть серьезно пострадали. Как рассказал прессе местный начальник пожарной охраны Джампьетро Боскаино: «Это определенно была поломка эскалатора. Но мы не можем сказать, как это случилось. Странный инцидент». Мэр Рима Вирджиния Рагги посетила станцию метро, на которой произошло ЧП и сообщила, что местные транспортные власти начали расследование случившегося.
«Видео, снятое в момент аварии, было опубликовано в Твиттере одного из болельщиков: сначала они россияне поют, после вы можете видеть, что эскалатор ускоряется и начинает двигаться слишком быстро, более ста человек начали падать вниз, потом можно услышать крики тех, кто остался», – приводит описание видео итальянское издание Giornale di Puglia.
Это СМИ также приводит комментарий одного из свидетелей происшествия: «Россияне прыгали и танцевали, и были очень пьяны». И то же самое, как пишет издание, подчеркнула мэр Вирджиния Раджи: «свидетели, похоже, видели прыжки и пляски на эскалаторе». Во всяком случае, заявила она, «мы здесь, чтобы понять, что произошло и выразить сочувствие пострадавшим и их семьям, идет расследование, которое обеспечит ясность».
Тем не менее, некоторые свидетели опровергнули версию о крушении эскалатора из-за буйства болельщиков. «Мы не прыгали», - заявил итальянскому издания один из россиян. Но, приведя эти слова, СМИ отмечают, что прибывшие на место спасательные службы нашли десятки бутылок пива на станции метро и осколки от бутылок эскалатора.
Однако даже если предположить, что россияне прыгали и танцевали по время спуска, ситуация все же выглядит довольно неоднозначно. Итальянская газета il Messaggero утверждает, что обрушившийся эскалатор использовался меньше 10 лет, а средний срок службы таких систем – 30 лет: «Конечно, в этих случаях обслуживание играет решающую роль». Также издание пишет: «В течение многих лет мы говорили о работах эскалаторов первых двух линий римского метро. Уже в 2015 году, как свидетельствует документ, который находится в распоряжении Il Messaggero, было зафиксировано обращение в римский муниципалитет с просьбой о финансировании внепланового ремонта подземных линий A и B». (Станция Repubblica, где произошел несчастный случай, находится на линии А). Запрос также был повторно направлен в 2016 году.
«Проверки и обслуживание эскалаторов римского метрополитена на станциях проводятся ежемесячно, это также относится к станции Repubblica», заявляют в компании ATAC, управляющей общественным транспортом Рима. (К слову, компания испытывает серьезные трудности, в том числе и финансовые – долги ATAC оцениваются в 1,3 млрд евро). В метрополитене итальянской столицы, куда позвонил «МК», от комментариев отказались.
Происшествие с эскалатором случилось примерно через 12 часов после того, как на другой линии римского метро сломался поезд, и пассажирам пришлось провести запертыми в вагонах более часа, а потом выбираться пешком. Также СМИ отмечают, что иницдент на станции «Репубблика» произошел за три недели до референдума, на котором римляне должны решить, должен ли быть приватизирован общественный транспорт столицы или нет.
***
Московский метрополитен сообщил, что их специалисты пока не готовы прогнозировать, возможно ли что-то подобное в Москве.
Каков принцип работы эскалатора? Каждая ступенька по бокам прикреплена к двум длинным цепям, а снизу опирается на ролики, которые едут по направляющим рельсам. Цепи замкнуты в кольца, которые крутятся благодаря двум валам сверху и снизу. Механизм приводится в движение мотором.
Как объяснил «МК» на анонимных условиях инженер, сотрудничающий с метрополитеном, суть аварии проста — шестеренки, которые спрятаны внутри эскалатора, не выдержали нагрузки прыгающих пассажиров.
– Скорее всего не сработали механизмы аварийной остановки эскалаторного полотна. Почему они не сработали, сказать сложно. Надо ждать экспертизы. Ежедневно в метро мы слышим: не бежать по ступеням эскалатора. Это придумано не просто так. Когда человек бежит или прыгает, статическая нагрузка меняется на динамическую, и механизм может этого не выдержать. Однако нужно понимать, что мы не можем досконально знать, как устроены эскалаторы в римском метро. В московском метро нагрузка рассчитана так, что на одной ступеньке могут стоять два человека. Он выдерживает многое, но при статической нагрузке, – объясняет эксперт.
Проще говоря, если эскалатор в Риме был не слишком новым, чрезмерно экспрессивные болельщики просто доломали его. Если же они вели себя спокойно, то грешить стоит только на систему аварийной остановки.
Специалисты подсказывают лайфхак: как узнать, сколько лет эскалатору, на который вы встали? Надо посмотреть на поручень. Если рука едет впереди вас, значит, эскалатор новый. Если рука едет параллельно — значит, он средних лет. Ну а если отстает, это свидетельствует о преклонном возрасте самодвижущейся лестницы: значит, приводной блок износился, и нужен капремонт.
СПРАВКА «МК»
Схожая трагедия произошла в феврале 1982 года на станции «Авиамоторная». Тогда при аварии на эскалаторе погибли 8 человек. Причина аварии — излом ступени, которая при прохождении нижней площадки эскалатора постепенно разрушала гребёнку, в результате чего отключился электродвигатель. Дело в том, что эскалаторы были установлены новой системы, а один из работников метрополитена продолжал налаживать их по-старому.