– Я полагаю, что роль сыграло воздействие каких-то ветровых нагрузок, - разъяснил заслуженный строитель Российской Федерации, проректор Московского государственного строительного университета Михаил Лейбман. - И возможно завышенные по сравнению с расчетными суммарно ветровые нагрузки и усталостные характеристики этих конструкций. Любые конструкции со временем начинают иметь усталостные явления: ослабляются соединения, идет коррозия бетонных конструкций. Я не знаком с конструкцией этого моста, но полагаю, что обвальную роль сыграли пиковые нагрузки, связанные с ветром, с усталостью. От большой ветровой нагрузки в такого рода мостовых большепролетных сооружениях возникают резонансные явления, и при проектировании таких мостов требуются специальные исследования, моделирование в аэродинамических трубах и так далее. Проходил ли этот старый мост исследования и ожидал ли он таких нагрузок — мы не знаем. Но само по себе обрушение характерно как раз для таких пиковых нагрузок ветра и усталости достаточно старого сооружения.
- Это разрушение можно было предотвратить?
- Очевидно, должны были работать мониторинговые системы, которые определяют то, как на мост воздействует нагрузка от движения, какие происходят деформации и изменения в узлах. И нужно изучить, как он проектировался, проводились ли в то время такие физические моделирования всех нагрузок, которые сейчас являются обязательными и в Европе, и у нас. А этому мосту, насколько я знаю, уже много лет. Тогда могли обходиться чисто умозрительной математикой. У нас был казус с мостом через Волгу, когда вдруг у него начались вибрации. Тогда определили, что недостаточно изучили влияние ветровой нагрузки. Возможно, что в 60-х годах в Италии это тоже недоучли. Плюс мы не знаем, проводились ли какие-нибудь ремонтные работы.
- Очевидцы говорят, что в мост перед обрушением попала молния. Она могла сыграть свою роль?
- Думаю, что вряд ли.
- По мнению другого эксперта, к которому обратился «МК» , молния все-таки могла стать одним из своего рода спусковых крючков, приведших к обрушению всей конструкции моста.
- Представьте, что в основе конструкции лежат какие-то металлические балки, вокруг них бетон, и вся тяжесть воспринимается ими, - разъясняет инженер-строитель, кандидат технических наук Александр Бондаренко. - И вот эти балки могли, например, проржаветь и перестать выдерживать те нагрузки, на которые они были рассчитаны изначально. Уже нужна меньшая нагрузка, чтобы конструкция разрушилась. Молния может ударить в часть конструкции и расплавить металлическую часть, теоретически. Но нужно знать силу заряда молнии. Она может даже не расплавить, а подплавить несущую металлическую балку, она станет тоньше, у нее появится концентратор напряжений, и она начнет потихоньку трескаться или лопаться.