Мы мчимся в сторону Подольска. Почти все заднее сиденье занимала огромная собачья переноска. Виктория была готова забрать на поруки любимца Юлии. Впрочем, ей самой скоро предстоит путешествие — в Англию, улаживать дела сестры.
— Больше ехать некому. Ближайший родственник Скрипалей — это мама Сергея Викторовича. Ей под 90 лет, и она живет со мной. Есть двоюродная сестра Елена Скрипаль в Приморье, но у нее из-за всей это истории начались серьезные проблемы.
— Какие?
Виктория показывает документ — предупреждение Елене Скрипаль о необходимости выселиться из служебного помещения.
— Она жила там семь лет как вольнонаемная, и ее никто не трогал. В квартире прописаны двое несовершеннолетних детей (2011 и 2014 годов рождения, документы имеются в распоряжении редакции. — Прим. авт.). А сейчас, когда стало известно о скандале и о том, что Елена Скрипаль родственница Сергея и Юлии, их попросили съехать.
— Британская сторона заявляла, что посещение отравленных Скрипалей возможно, но никто из родственников так и не изъявил желания. Когда вы решили, что готовы отправиться в Солсбери?
— Это все вранье и политические игры. 5 марта я звонила в оба посольства (Великобритании и России). Распечатки звонков у меня есть. Первые вообще меня отфутболили, а наши дипломаты попроси подтвердить родство. Я им отправляла около 15 документов: свидетельства о рождении, свидетельства о браке... По этому делу со мной общается лично посол Александр Яковенко.
— Значит, вы должны обладать самой актуальной информацией о состоянии ваших родных.
— Да что вы, этой информации нет даже у компетентных органов. Последнее, что стало известно мне от наших дипломатов, это то, что Юлия открыла глаза, ела, пила и даже смогла сказать несколько слов. От них мне также известно, что наш МИД в общей сложности направил Великобритании 68 нот! О предоставлении информации, о взаимодействии, запросы, но все тщетно…
— Существуют ли какие-то прогнозы?
— Если действительно их отравили нервно-паралитическим газом, то прогнозы плохие. Но против этой версии есть аргументы. Случиться могло все что угодно, вплоть до пищевого отравления. У Юли больше шансов — возраст, здоровье, а у Сергея Викторовича сахарный диабет, даже не знаю, как врачи будут выводить его из комы.
— На каком этапе подготовка к поездке?
— В понедельник будет готов загранпаспорт, и в этот же день я подам заявку на визу. После моих интервью европейским СМИ со мной связалась представитель МИДа Великобритании и попросила сразу сообщить номер заявки, чтобы ускорить процесс выдачи визы.
— Что вы ждете от поездки?
— Программа минимум — это попасть к ним. Как только врачи подтвердят, что Юлии не будет противопоказан перелет, то попытаться забрать ее в Россию. Представьте себе, у нее даже страховки нет. Дядю Сережу, боюсь, мне не отдадут, он их гражданин. Но я попытаюсь забрать и его — это моя программа максимум.
Делегацию встретил руководитель кинологического центра Антон. Он начал с того, что извинился за меры предосторожности, пеняя на повышенное внимание после материала в «МК».
— Ко мне уже и журналисты приезжали, и волонтеры. Все хотят забрать эту собаку, когда по соседству есть еще множество животных, которые были бы счастливы обрести хозяев. Из-за такого повышенного интереса мои подчиненные не говорят по телефону о том, что пес у нас в гостинице, — сказал директор.
На двери в 12-метровую комнату Нуара висит табличка с совсем другой кличкой. Номер для отвода глаз был закреплен за найденышем по кличке Митис. По словам директора, это сделано на случай, если кто-то все же постарается проникнуть в центр. Он открыл дверь временного дома пса, и через щелку смоляной питомец радостно стал вилять хвостом, когда увидел гостей. Убедившись, что с Нуаром все в порядке, мы прошли в кабинет директора зооотеля. Но он вежливо отказал отдать питомца Виктории даже под расписку. Антон был непреклонен, зато пообещал приставить к четвероногому отдельного сотрудника и рассказал гостям, что за пса уже заплатили.
— Кто же этот таинственный незнакомец? — спросили мы у Виктории на выходе из кинологического центра.
— Не знаю. Может быть, бойфренд Юлии объявился и сделал это специально, чтобы я не забрала Нуара. Я вообще считаю его очень странным. Мы один раз, в 2013 году, заезжали к Юлии. Она тогда еще жила с ним в квартире отца на Осеннем бульваре. Так он не вышел к нам, не поздоровался. Этот молодой человек как фантом. После того как все случилось, он даже «мяу» не сказал.
— Вы уже заявляли о том, что он или его семья могут что-то знать об отравлении. Вы по-прежнему придерживаетесь этого мнения?
— Ну, если не брать в расчет политику, то на первый план выходит бытовая версия. В 2016 году к нам в Ярославль приезжали Саша (покойный сын Скрипаля. — Прим. авт.) и Юля. Сын Сергея Викторовича показывал фотографии Анны, говорил, что любит ее. Юля тоже рассказала, что у нее все идет к свадьбе, но особо не распространялась о своем избраннике. По ее словам, его мать не принимала дочь шпиона. Также он знал ее расписание, когда и куда она пойдет с отцом, что 1 марта они пойдут на кладбище, потом в паб. Британские СМИ писали, что в заведении очевидцы видели, как Юлия передавала ему коробочку. Этот подарок же мог быть и от него? Тут есть еще один факт, о котором никто не знает. В конце февраля Юлия получила генеральную доверенность от Сергея Викторовича, чтобы у нее была возможность распоряжаться тайным счетом ее погибшего брата Александра, унаследованного отцом.
— Расскажите, что это за счет?
— После развода с Натальей она заплатила ему его долю — 200 тысяч долларов, и он их сохранил. Деньги находятся в русском банке.
— А вам известно, кто встречал Юлию в Англии? Ранее сообщалось, что это был не Сергей Скрипаль, а таксист.
— Да никакой это не таксист. Это близкий друг Сергея Викторовича. Он англичанин, они вместе работали, и он всегда встречал гостей по просьбе дяди Сережи.
— Что-нибудь известно об этом друге?
— Они дружили семьями. У них дочь учится во Франции, и последний раз, когда дядя Сережа про них упоминал, накануне католического рождества. Эта семья приглашала Сергея Викторовича в гости на праздник.
— Пролейте свет на личную жизнь Сергея Скрипаля. Сообщалось, что у него была некая пассия из России…
— Это смешно! Дядя Сережа очень любил свою жену. Он ее кроме как Людочка не называл. Помню, как он ходил за ней и просил родить дочку. А когда появилась Юля, первое, что он сказал: «Людочка, я люблю тебя за то, что ты родила мне таких красивых детей!» До пятидесяти прожить в любви с одной женщиной и потом найти себе другую? Не верю.
— И все же дыма без огня не бывает. Может, кого-то из родственников принял за его женщину?
— Больше всего я склоняюсь к тому, что это могла быть Светлана из Калининграда. Но это его подруга, не дама сердца. У жены дяди Сережи был брат, а это его дочь. Ее муж тоже умер, и она прилетала в Англию минимум раз в год. Мне известно о трех ее визитах к дяде Сереже. Сергей Викторович говорил мне тогда по телефону, мол, прилетит Светка, борща наварит…
— Кого еще могли принять за пассию Скрипаля?
— Есть еще одна женщина по имени Нелли. Вы видели фотографию из соцсетей, где стоят Юля, женщина невысокого роста с каре и Сергей Викторович? Так вот это могла быть она. Нелли была ведущим гинекологом СССР. Когда Сергей Викторович был дипломатом, он курировал медицину. Так с ней и познакомился. Муж у нее тоже медик и тоже умер. Знаю, что она приезжала к дяде Сереже.
— А с кем еще поддерживали общение Скрипали?
— Людмила поддерживала общение с подругами — женами бывших сослуживцев Сергея Викторовича. Они все были вдовами, все-таки профессия накладывает свой отпечаток. Да и те, с кем хорошо общался сам Сергей Викторович, не отвернулись от него, после освобождения он всех друзей приглашал в Англию в гости.
— Что вы думаете по поводу последней озвученной версии об отравлении в доме?
— Чушь. Во-первых, там к дому не подобраться. Во-вторых, если их отравили там, то что стало с животными? У них были кошка Масяня из России и еще одна из приюта. Потом, Саша и Юля пошли за кормом в зоомагазин и купили еще двух милых морских свинок. Ну, коты могли бы убежать, но вот свинок должны были найти мертвыми в клетке после отравления. Об этом нет никаких данных.
— Вам известны расположение комнат в доме и список изъятого имущества из дома?
— Знаю, что гараж был переделан под его кабинет. На первом этаже была столовая. А на втором три спальни. Сергей Викторович, когда был один, вообще на второй этаж не поднимался. А сообщается, что изъяли клавиатуру, компьютерную мышь и ручки от двери. Все это не укладывается в общую колею. Я надеюсь, смогу что-то понять там на месте.