Чтоб извлечь максимальную прибыль, бизнес минимизирует вложения в инфраструктуру. Пока все спокойно, дешевая инфраструктура выполняет функции. Но в чрезвычайных ситуациях превращается в ловушку и губит людей, на которых бизнес делает деньги.
Ограничить бизнес в его стремлении к максимальной прибыли может только общество.
Общество должно требовать от государства, чтоб оно строжайше следило за тем, как бизнес соблюдает правила пожарной безопасности, например.
Потому что пожары случаются всегда. И будут случаться. Всего не предусмотришь. Но предусмотреть возможности для эвакуации можно, оставив достаточное количество аварийных выходов, лестниц и окон.
А еще можно строить из негорючих материалов. Устанавливать надежную автоматическую систему пожаротушения. Оставлять открытыми двери кинотеатров во время сеансов, не боясь, что проникнут безбилетники. Отказываться от поролоновых игрушек на детской площадке, потому что они прекрасно горят. Нанимать побольше охранников, чтоб следили за разыгравшимися подростками - причем таких, которые будет на самом деле следить за порядком, а не валять дурака.
Да много чего можно. Только все это стоит денег.
Даже нанять специально обученного человека, который грамотно распишет все, что нужно сделать, чтоб трагедии не случилось – тоже чего-то стоит.
Но зачем бизнесу тратиться, когда и без этого можно чудесно работать? Ну, придут проверяльщики. Бизнес просто даст им немножко. На карманные расходы. И все дела.
Проверяльщики – представители государства. По-настоящему они начнут проверять, только когда их заставит общество. Когда общество надавит на местные власти: уходите, если не можете наладить проверяльщиков. Вы чьи интересы блюдете – бизнеса или людей?
Читайте материал "Штенгелов и Судденок: владельцы "Зимней вишни" сдают друг друга"
Наше общество пока так не умеет. Оно незрелое. Люди не понимают, что сами несут ответственность за все, что с ними происходит. Люди ждут защиты от царя-батюшки. Не они снизу должны разобраться с местными властями, а он должен сверху их наказать. Вот приедет барин, барин нас рассудит.
И барин рассудит, конечно. Но его суда хватит на два месяца.
Сейчас начнутся проверки торговых центров, надзорные службы всерьез примутся бороться за противопожарную безопасность. Но по мере того, как трагедия в Кемерово будет гаснуть, затмеваться другими события, будет гаснуть их рвение.
Все это уже было. После «Хромой лошади» мы все это уже видели. И не только после нее.
Рано или поздно наше общество, конечно, созреет и научится само нести за себя ответственность. Когда-нибудь. Но не сейчас.
Сейчас ответственность за себя можно нести только в индивидуальном порядке. Руководствуясь простым здравым смыслом.
Здравый смысл, например, говорит: если в торговом центре или магазине нет окон – если он выглядит как крепость с несколькими окошечками-бойницами под потолком – это опасное место, будь начеку.
Еще он говорит: гулять в торговом центре – не лучший вид досуга. Тем более, с детьми. Проводить выходные надо на свежем воздухе – идти в лес и кататься на лыжах. Это бесплатно, безопасно и полезно для здоровья.
Здравый смысл вообще выступает за то, чтоб избегать скоплений коммерческих предприятий для широких масс. Там плохой запах. Запах кружащих голову денег, наглости и безответственности.
А теперь - еще запах смерти.
После Беслана такого не было. Чтоб сразу погибло столько детей.
Братья, сестры. Семьи. Запредельное горе.
Как выразить сочувствие людям, враз потерявшим все? Как им жить дальше, представляя своих детей, задыхающихся в темноте?
И ведь ничем не поможешь. Можно только сказать: мы скорбим вместе с вами.
Черный день.
Еще один черный день.
Читайте материал «Отец трех девочек, погибших в Кемерово: «Полз к дочкам по коридору»