Радиолюбитель из Нижнего Тагила Валентин Дегтерев изучил две фотографии, которые были отсняты на найденный у погибших туристов фотоаппарат ФЭД. На одной из них, как он утверждает, изображена скала и пещера, на другой — участник группы, разглядывающий капище мансийского божества.
«В кустах хорошо видна фигура человека. Он одет в обычную для мансийцев одежду с капюшоном. Его никто не видит, но он внимательно наблюдает за теми кто нарушил покой его богов», - пишет Дегтерев.
Автор статьи говорит, что гора Холатчахль, где произошла трагедия, относится к ритуальному комплексу мансийского народа. Хотя советская власть лояльно отнеслась к язычникам манси, в 1930-х годах были репрессированы некоторые шаманы, отмечает Дегтерев. Уже тогда появился некий культ вокруг горы Холатчахль — будто бы место проклято и его оберегают духи. Изображенная на фото скала с человеческим силуэтом, вероятно, и была у капища. Рядом находилась дверь, ведущая в пещеру.
По версии Дегтерева, туристы нарушили табу и вторглись в это священное для манси место. Учитывая, что на фотографии можно разглядеть почти неприметного наблюдателя, выдвигается предположение, что шаманы все видели и могли «примерно наказать» туристов.
Исследователь при этом добавляет мистики, утверждая, что ту пещеру в районе реки Ауспии до сих пор не нашли: «Хотя сейчас и искать бесполезно. Шаманы Манси перенесли все в другое место».
Стоит отметить, что следствие рассматривало версию нападения манси, но отвергло ее. В постановлении прокурора Свердловской области от 28 мая 1959 года говорится, что расследование не выявило присутствие других людей, кроме туристов, в районе высоты «1079» перед трагедией.
«Установлено также, что население народности манси, проживающее в 80—100 км от этого места, относится к русским дружелюбно», - утверждается в документе. По данным следствия, это место в зимнее время манси считали непригодным для охоты и оленеводства.