Паника охватила Гавайи, которые и так находятся в напряженном состоянии в связи со взаимными ядерными угрозами Вашингтона и Пхеньяна. Тревога была объявлена Гавайским агентством менеджмента чрезвычайного положения (ГАМЧП). Лишь через 38 минут был дан отбой. (И тревога и отбой были переданы по мобильникам жителей Гавайев.) Отбой гласил: «Нет никакой ракетной угрозы или опасности штату Гавайев. Повторяем. Тревога была ложной».
Возмущение, сменившее панику, охватило гавайцев и туристов. Ведь почти 40 минут они находились в состоянии ожидания ядерного Армагеддона! Губернатор штата Дэвид Айджи сделал следующее заявление: «То, что произошло сегодня, абсолютно неприемлемо. Многие члены нашей общины были глубоко потрясены этим. Я сожалею, что боль и замешательство испытали жители Гавайев».
Официально объяснение ложной тревоги таково: произошла «человеческая ошибка». Ни хакеры, ни иностранные государства в этом участия не принимали. Ошибка произошла во время смены времени учений, которая происходит три раза в день на командном посту ГАМЧП, объяснил Ричард Рапоза, споуксмен агентства. «Кто-то задел не ту клавишу на компьютере», — сказал он.
Государственные официальные лица и губернатор передают по Facebook и Twitter сообщения о недопустимой ошибке. Принято решение, что впредь тревога будет объявляться лишь за подписью двух сотрудников агентства.
Даже в течение 38 минут не было «никаких намеков» на ядерное нападение на Соединенные Штаты, утверждают официальные лица. Федеральная комиссия коммуникаций объявила, что она «проведет полное расследование тревоги, объявленной ГАМЧП на Гавайях».
Тревога была объявлена в 8:10 утра по местному времени. Людей оно застало или ещё нежащимися в постелях, пьющими утренний кофе или занимающимися серфингом на пляжах Вайкики.
Гавайи находились в условиях «эмоциональной тревоги» задолго до ложного субботнего сигнала. Дело в том, что Пхеньян грозил им ядерным ударом, объявляя их наиболее уязвимым подбрюшьем Америки. Поэтому на островах проводились ежемесячные воздушные учения под завывания сирен, которые служили своеобразным аккомпанементом обменам угрозами между Трампом и Ким Чен Ыном.
Согласно подсчетам, ракете, запущенной с Северной Кореи, для того, чтобы достичь Гавайев необходимо всего лишь полчаса времени. По мнению официальных лиц, у жителей Гавайев были бы всего 12 минут для нахождения убежища после объявления тревоги.
Как только была объявлена ложная тревога люди бросились во всевозможные убежища, запрудили шоссейные дороги, «создавая картину ужаса и беспомощности» (газета «Нью-Йорк таймс»). Звуки сирен лишь подогревал панику. «Я проигрывал мысленно имеющиеся сценарии, но деться было некуда», — вспоминает отставной капитан Майк Стасков. Аллисон Нивен решила собрать у себя всю свою семью, чтобы «вместе встретить неминуемую гибель». Она пыталась добраться до своих детей, но застряла на хайвее. «Это было просто ужасно», — говорит она.
Рэй Герст с супругой отмечали 28 годовщину своей свадьбы в Оаху, когда их настигла тревога. «Все автобусы остановились, и люди бросились, кто куда», — рассказывает он. Пассажиров отправили в горы и загнали в цементный бункер. Там они провели 15 волнительных минут. До них не дошел сигнал отбоя.
В субботу утром в школе Канаваена проходили соревнования по борьбе. Школьная администрация, привыкшая к тревогам перед цунами, растерялась. Участники соревнования и зрители сбились в центре спортзала, не зная, что предпринять. Люди звонили своим родным и близким, прощаясь с ними «навеки». Наиболее испугавшихся детей пытались успокоить учителя и тренеры. Конгрессмен Мэтт ЛоПрести вместе со всей семьей укрылся в ванной комнате своего дома. Взрослые и дети молились.
О событиях на Гавайях было доложено президенту Трампу. В то время как система тревог по мобильникам находится в ведении штата, обнаружение запуска ракет – дело стратегического командования или Северного командования США. Именно эти федеральные военные органы первыми сообщили, что нет никаких свидетельств запуска враждебных ракет.
Тем не менее, ложная тревога имела место в период, когда американо-северокорейские отношения достигли пика напряженности. И Трамп, и Ким грозятся уничтожить друг друга нажатием ядерных кнопок. В этой «игре кнопок» Гавайи больше чем какая-либо иная территория США находится под угрозой. Подготовка к возможной ядерной атаке там уже началась. Любопытно, что за день до ложной тревоги в пятницу 12 января в Гонолулу состоялось совещание военных и политических лидеров, на котором обсуждалась проблема защиты штата от возможной ядерной атаки со стороны Пхеньяна. Как заявил генерал-лейтенант Дэн Лиф, «США являются намеченной жертвой, поскольку мы враг №1 для Северной Кореи».
Сейчас на Гавайях проходят учения под названием «Вы готовы?» Гавайи представляют собой день островов, подверженных опасности ураганов, вулканов, землетрясений и цунами, но сейчас все эти естественные угрозы отошли на задний план, уступив первое место ядерной.
Паника на островах, хотя и краткосрочная, была всеобщей. Люди пытались запарковать свои автомобили в дорожных туннелях. Многих не остудил даже отбой. «Это были самые ужасающие минуты в моей жизни. Почему властям понадобилось 38 минут на исправление своей ошибки?» — сетует профессор Гавайского университета Пол Уилсон. А вот жительница штата Крис Тэккер говорит: «Я не знала, куда мне деться. Зарыться в вулканическую лаву что ли? Но я вместо постройки убежища решила пополнить мои алкогольные запасы. Если мы потеряем чувство юмора, то с нами будет покончено».
Конечно, чувство юмора — это очень важно. Но вряд ли оно защитит Соединенные Штаты от ядерного нападения. Как считают специалисты, система раннего предупреждения с наступлением чрезвычайного положения, требует основательных переделок.
Федеральная комиссия по коммуникациям заявила, что она начинает «полное расследование того, что произошло на Гавайях». В Вашингтоне ставят под сомнение объяснение губернатора штата Дэвида Айджи о том, что сотрудник соответствующего гавайского агентства нажал не на ту кнопку на командном посту.
Сбой, произошедший в прошлую субботу на Гавайях, является наиболее серьезной ошибкой с 2012 года, когда была модернизирована американская система оповещения. Ранее она основывалась на телевидении и радио, подобно тому, как эти средства коммуникации сообщали о погоде и природных бедствиях.
Федеральные официальные лица заявляют, что повсеместное воздействие мобильных телефонов сделало эту аппаратуру наиболее эффективной для предупреждения от стихийных бедствий и террористических актов. И хотя сообщения о чрезвычайном положении и передаются всё ещё по телевидению и радио, однако, в области ядерной, действуют мобильники.
Существуют три типа беспроволочных тревог: те, которые издаются президентом, те, которые сообщают о непосредственной угрозе человеческой жизни и так называемые тревоги «Амбера». Тревоги «Амбера» касаются пропавших детей. С тех пор, как была введена система трех типов, более чем 30 тысяч тревог имели место. Сейчас тревожные сигналы с мобильников во многом зависят от их владельцев. Однако исключение делается тревогам, под которыми стоит подпись президента.
За последнее время вся эта система предупреждений находится под всё возрастающим наблюдения. Раздаются требования, чтобы подобная система была усилена по нескольким направлениям. Критики говорят, что тревога, означающая наступление чрезвычайного положения вызывает волнение среди людей. Кроме того, язык тревоги — это только английский язык.
Эксперт по ядерной безопасности Брюс Блэр, работающий в Принстонском университете, заявляет, что он сразу же заподозрил «фальшь тревоги», потрясшей Гавайи. Дело в том, говорит Блэр, что эта тревога ограничилась только Гавайями. Если бы ракета была направлена на Соединенные Штаты, работники разведки в первую очередь сообщили бы об этом президенту, которому пришлось бы решать, является ли это проблемой национальной безопасности или нет. Поскольку Гавайи находятся по сравнению с другой американской территорией, ближе к Северной Корее, то угроза им должна быть расценена, как угроза Соединенным Штатам. По мнению Блэра, гавайский эпизод раскрыл потенциальный изъян в системе предупреждения и потребовал углубить исходящие из этого выводы.
Итак, в течение 38 минут Гавайи ощутили на себе то, что произошло бы в Соединенных Штатах, если бы они подверглись действительному ядерному нападению.