Как рассказали эксперты, автобусы марки ЛИАЗ 5292 впервые сошли с конвейреа в 2003 году и с тех пор несколько раз модернизировались. На вооружении «Мострансавто» стоит одна из последних версий – ЛИАЗ 529260. Машины свежие – выпускаются с 2014 года. Современные во всех смыслах: здесь и экологический стандарт EURO-4, и низкие полы, которые опускаются еще нижу во время посадки пассжаиров для удобства колясочников. Завод-изготовитель позиционирует цельнометаллический десятиметровый 16-тонный агрегат как идеальный вариант среднего класса для городских перевозок.
- Такие автобусы не рассчитаны на длительные маршруты, обычно они используются на так называемом «коротком колене» - это Москва и область в пределах 40-50 км от МКАД, - отметил консультант по техническому устройству автобусов Алексей Тимохов.
Несмотря на короткие расстояния, которые обычно проходят такие автобусы, специалисты уверяют, что внимание к ним особое. Если обычная легковушка проходит техническое обслуживание раз в год, то ЛИАЗ должен попадать на тщательный осмотр минимум раз в полгода. Однако даже такая щепетильность не панацея.
- По моему опыту работы с автобусами запчасти могут выходить из строя совершенно внезапно, в любой момент, - заверил Тимохов, - Резкая поломка далеко не всегда означает, что автобус не прошел очередное ТО или предрейсовый осмотр. Можно предположить, что из-за финансовых трудностей на него были установлены не новые или не оригинальные запчасти. Такие обстоятельства могли стать причиной аварии.
Еще одна возможная причина трагедии, о которой говорят автоэксперты – человеческий фактор. С одной стороны, водитель злополучного автобуса «Sk» (раньше он ходил под номером 819 по маршруту Одинцово-метро Славянский бульвар) Виктор Тихонов опытный – 30 лет стажа. Но с другой стороны, корифеи автоперевозок выдвинули шокирующее предположение: шофер мог просто перепутать педали и нажать газ вместо тормоза.
- Автомобильное сообщество уже давно выступает за то, чтобы водители пассажирских автобусов проходили переаттестацию раз в пять лет, так как обновляется автопарк и меняются правила, - объяснил председатель Гильдии автошкол Сергей Лобарев, - Однако сейчас программы подготовки водителей этой категории выглядят довольно скупо. В целом программа учебы занимает 290 часов. Из них 152 часа – это теория. Еще 144 – практика. Переаттестация же существует только по желанию предприятия. Если руководство хочет, оно отправляет персонал на повышение квалификации. Но большинство компаний этим пренебрегают.