МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Несколько деревень Псковской области захотели перейти в Ленинградскую

Местные жители устали от плохих дорог

Водитель японского внедорожника с недоумением смотрит на журналистов из окна автомобиля. Только что мы спросили у него, как проехать до деревни Козлов Берег, что на самом краю Псковской области. «Да вы что, туда ехать не надо», — почти цитирует он бессмертное «ты туда не ходи» и объясняет: там такая дорога... Но мы ее и ищем! Из-за «хайвея» в Гдовском районе глава местного садоводческого товарищества попросил губернатора Турчака отдать пять деревень Псковской области Ленинградской.

Дорога из Гдова в деревню Козлов Берег. Фото: Павел Дмитриев

Письмо с угрозой референдума о передаче деревень Хитово, Мельговщина, Козлов Берег, Кишкино и Доможирка в состав Ленинградской области появилось на официальном сайте губернатора поздно вечером 11 июля. На следующий день его опубликовала пресса, в тот же вечер губернатор успел снарядить в Гдовский район десант из чиновников местного дорожного комитета. Они должны были осмотреть местные дороги 14 июля, сам губернатор, по информации «МК в Пскове», в пятницу был в Санкт-Петербурге. Может, заодно и договаривался о референдуме?

Екатерининский «хайвей»

От поездки по дороге, которая ведет из Пскова и Гдова в мятежные деревни, получаешь неизгладимые впечатления. Построили ее еще при царе, треть дороги занимают грязь и лужи, еще треть — булыжная мостовая. Местные жители прозвали дорогу екатерининской: такие строили при великой императрице в XVIII веке. Исполняющий обязанности главы Гдовского района Николай Капитонов не спорит: булыжник — это неудобно. Максимальная скорость по такой дороге — 20 километров в час. «Скорую помощь» здесь с такими-то вводными и вызывать не стоит. Проще приложить подорожник и надеяться, что болезнь пройдет сама. Однако Капитонов уверен, что дорога эта проезжая во все времена года.

Деревни по краям «царского» тракта намекают псковским властям, что на дворе XXI век. Села эти больше подошли бы Австрии или, к примеру, Германии: добротные новые дома, подстриженные газоны, холеные дачники, которые с интересом осматривают нашу забрызганную грязью машину. Коренных жителей здесь почти нет. Летом в Гдовском районе отдыхают жители Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

Забавно, но о скором референдуме все селяне, с которыми мы пообщались, узнают от нас. Их объединяет одно: они за новую дорогу и против переезда в Ленинградскую область. Причин, кроме местного патриотизма, две. Во-первых, цены на электричество и налоги на землю в Псковской области меньше. Во-вторых, замучаешься переделывать документы, объясняет нам один из местных жителей.

«Дорога поганая, хоть ее и подсыпают», — согласна Вера Ивлева, которая живет в Козловом Береге с апреля по октябрь. Продавщица из деревенского магазинчика Валентина Журавлева называет местную дорогу фронтовой, но «переезд» в Ленинградскую область ее тоже не вдохновляет: «Знать бы, что изменится. Ведь паспорта придется менять, прописку», — рассуждает она. Андрей, который переехал в деревню год назад, выступает еще откровеннее: «Мне по барабану, был бы хозяин хороший». Дорогу у дома он подсыпает сам: «Грязь не люблю».

К этому времени мы пребываем в недоумении: где все те 50 человек, что подписались под обращением на сайте губернатора? Капитонов разрешает наши сомнения: в письме расписались жители Сланцев, которые приезжают сюда отдыхать. Главный бунтарь здесь — председатель ДНП (дачного некоммерческого партнёрства) "Чудозеро" и хозяин маленького магазина-кафе Владимир Баранов, который во всей этой истории имеет вполне очевидный интерес: к магазину нужно подвозить продукты, а участки в СНТ — продавать.

Здесь заканчивается Ленинградская область и асфальт. Фото: Павел Дмитриев

Мы со шпионами на границе

С прошлого года Баранов ходит к Николаю Капитонову и заявляет: «Мне нужен асфальт до магазина». Ему объясняют: класть асфальт районные власти не могут, в их обязанности входит всего лишь следить и содержать уже сделанные дороги. Баранов после такого ответа идет ругаться выше: Борнусов не выполняет свои обязанности. Так он, собственно, и добрался до губернатора. Интересно, что ДНП в отличие от районных властей имеет право на собственные деньги сделать любую дорогу на своей территории. Но это какие средства нужны!..

Впрочем, нам Баранов заявляет, что асфальта он ни от кого не требует. Если бы власти раз в две недели пускали по этой дороге грейдер, проблем бы не было, заявляет он. Но затем отвозит журналистов к границе с Ленинградской областью и «облизывается» на асфальт, который здесь положен.

Сначала Баранов говорит охотно, но когда узнает, что снимать историю о плохой дороге в Псковской области приехали журналисты Русской службы BBC, срывается на нас. «Это наши, российские дела, не лезьте!» — кричит «сепаратист», прыгает в машину и с визгом шин уезжает. Спустя полчаса иностранный внедорожник Баранова резко перегораживает дорогу нашей машине, едва не врезавшись в автомобиль журналистов, из машины выходят пограничники, которым он ничтоже сумняшеся сдал «шпионов».

Оказалось, что у нас не было разрешения на пребывание в пограничной зоне. Всю группу конвоируют на погранзаставу и спустя три часа отпускают с официальными предупреждениями. Могли бы, наверно, и штраф назначить, но Баранов — член местной добровольной народной дружины — пограничников постоянными звонками уже порядком утомил, поэтому здесь входят в наше положение и с сопровождением вывозят за границу погранзоны.

Из-за этого магазина Баранову и нужна асфальтовая дорога. Фото: Павел Дмитриев

Откуда в деревне асфальт?

Асфальта в ДНП в любом случае не увидят еще лет десять, уверен Капитонов. Дороги в России делаются долго: пока проект составят, пока согласуют, пока подрядчика найдут. Это если вообще соберутся делать. Но местные жители правильно делают, что шумят, уточняет Капитонов. Никто здесь не против хорошей дороги, да и сам Капитонов «за асфальт», вот только ультиматумов он просит не ставить.

Дороги в большинстве деревень страны ничуть не лучше гдовской, и чтобы заасфальтировать их, нужна федеральная программа, которая однажды запускалась в СССР. Союз, правда, рассыпался, но изредка встречающийся в деревнях асфальт — наследие конца 1980‑х.

Никакого референдума, конечно, не будет, уверен Николай Капитонов. Ведь подписавшиеся под письмом дачники прописаны в Ленинградской, а не в Псковской области, — как они собираются голосовать? Да и если местная власть пойдет навстречу бунтарям и перепишет их деревни, то велика вероятность, что вся область, включая Псков, запросится следом.

Дороги-то в области «радуют» глаз не только в Гдовском районе.

«МК в Пскове».

Узнавайте первыми о происшествиях: подпишитесь на канал «Срочные новости» в Telegram.

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах