Инцидент произошел на Кирилловской улице у дома №60 около пяти часов дня в автомобиле жертвы. По данным полиции, киллер, представившись журналистом французского издания Le Monde Алексом Вернером, договорился о встрече с Осмаевым. На интервью вместе с Осмаевым направилась и его супруга Амина Окуева, которая вместе с ним воевала на Донбассе на стороне ВСУ. Сев в автомобиль, «журналист» достал из коробки пистолет и, открыв огонь по жертве, нанес два ранения в грудь. Он, скорее всего, успел бы изрешетить Осмаева, если бы не его супруга, которая ответным огнем смогла обезвредить нападавшего из наградного оружия. Свой «Макаров» она получила на горе Карачун под Славянском летом 2014 года из рук министра МВД Украины Арсена Авакова. Окуева была реальным бойцом батальона МВД «Киев-2», куда ее муж перешел из чеченского подразделения Исы Мунаева после гибели последнего.
Как-то, еще до покушения, ее спросили: как это муж-мусульманин мог разрешить ей воевать на Донбассе?
«Это был единственный пункт в нашем брачном контракте!» — отшутилась Амина. Сейчас, уже после покушения, она говорит, обращаясь к боевым побратимам, что жизнь спасают «только доведенные до автоматизма навыки». Амина Окуева, как сейчас выяснилось, была постоянно готова к бою.
Окуева не просто мгновенно воспользовалась наградным ПМ, она имела его в кобуре слева под блузой уже с досланным патроном в патронник на не первой, а уже четвертой по счету встрече с вроде безобидным «французским журналистом». После третьего выстрела в ее ПМ заклинило патрон, и она голыми руками выкинула раненого «журналиста» из машины, а также отобрала уже его пистолет Макарова, который из-за особой пластиковой накладки на ручке она приняла за австрийский «Глок». Личность Алекса Вернера Амине якобы подтвердил Алексей Стукало — журналист из студии Савика Шустера. Однако сам Стукало уже опроверг слова Окуевой. Он согласился с тем, что действительно передал контакты Осмаева Вернеру, однако на вопрос его супруги в социальной сети о том, знаком ли он с «французом», ответить забыл.
Кроме пистолета и запасной обоймы у Окуевой с собой постоянно был целокс — кровоостанавливающий препарат, популярный у бойцов в зоне АТО. Она затампонировала им единственную замеченную после перестрелки рану мужа.
Восхищение ее действиями у украинцев сейчас столь велико, что уже начали появляться осторожные голоса с просьбами «не делать новую Савченко», а дать ситуации отстояться.
После прибытия сотрудников полиции на место происшествия Осмаева и киллера транспортировали в больницу, где им была оказана медицинская помощь. По сообщениям украинской прессы со ссылкой на врачей, оба пациента находятся в стабильно тяжелом состоянии, но их жизни уже ничто не угрожает. Впрочем, как сообщил председатель Национальной полиции Сергей Князев, киллера уже допрашивают следователи.
При убийце был обнаружен паспорт гражданина Украины на имя Александра Дакара, однако после опубликования фотографий с места преступления журналисты узнали в киллере Артура Денисултанова-Курмакаева по прозвищу Динго. В 2009 году Курмакаев в Вене убил бывшего телохранителя Рамзана Кадырова Умара Исраилова, который пытался в Австрии получить статус политического беженца. Находясь в Европе, Исраилов неоднократно обвинял главу Чечни в пытках и похищении людей. После того как Курмакаева объявили в международный розыск, о нем не было ничего известно.
Украинские политические деятели аккурат после покушения начали делать различные предположения. На своей странице в социальной сети депутат Верховной рады Антон Геращенко сообщил первые подробности инцидента, а также назвал имя киллера по украинскому паспорту. Нардеп, не дожидаясь расследования, взял на себя полномочия следователя, по горячим следам расписал три версии того, кому могла быть выгодна смерть Осмаева. «Рука Кремля», «чеченский след» и «хорошо продуманное, организованное заказное убийство с внедрением киллера на Украину» — основные догадки политика. По словам Геращенко, если нападавший откажется сотрудничать с правоохранительными органами, то его ждет пожизненное заключение. Советник главы МВД Украины Зоран Шкиряк связал убийства журналиста Павла Шеремета, экс-депутата Госдумы РФ Дениса Вороненкова и покушение на Осмаева в единое целое. По его словам, это «звенья одной большой цепи под названием «российский террор на Украине».
Несмотря на многочисленные догадки украинских политический деятелей, в СБУ отвергли версию с причастностью РФ к покушению на Осмаева, так как никаких доказательств, указывающих на причастность российских спецслужб, не было обнаружено. Об этом заявил заместитель начальника главного управления СБУ в Киеве и Киевской области Павел Данюк в ходе пресс-конференции по инциденту на Подоле.
Инцидент 1 июня стал очередным покушением в Незалежной на неоднозначную личность, находящуюся «на слуху». За последние несколько лет произошло уже несколько громких убийств, того гляди, скоро пальцев на руках не хватит, чтобы подсчитать их. Однако не все из них можно назвать удачными, во всяком случае для киллеров. Возникает вопрос, почему киллер — если он был профессионалом — повел себя так нелепо и не смог дать отпор хрупкой женщине? По словам собеседника «МК», киллер Осмаева просто не ожидал, что у спутницы его жертвы будет с собой оружие.
«По-хорошему он должен был сразу же убрать лишнего свидетеля и возможного противника. Он знал, с кем встречается, и должен был знать о возможностях этих людей. Тут встает вопрос о профессионализме: наверняка у стрелка есть опыт обращения с оружием, но, судя по его действиям, он точно непрофессионал. Вспомните, как убили Вороненкова. Киллер убрал депутата, но не тронул его охранника, за что и поплатился. Если не ошибаюсь, киллер оказался какой-то «шестеркой», бывавшей в АТО. Ну или у киллера изначально не было задачи убирать женщину», — поделился своими мыслями действующий сотрудник одной из российских спецслужб.
Кроме того, нельзя не обратить внимание, что покушался на жизнь Осмаева киллер, который уже был замешан в убийстве противников действующего главы Чечни. А Адам Осмаев никогда не скрывал своего негативного отношения к руководителю кавказской республики. Напомним, Рамзана Кадырова неоднократно обвиняли в причастности к заказным убийствам как в России, так и за ее пределами. Помимо убийства Исраилова противники Кадырова и его окружения считают их замешанными, например, в смертях героев России Руслана и Сулима Ямадаевых, а также оппозиционера Бориса Немцова.
Старший научный сотрудник Центра этнополитических исследований Института этнологии и антропологии РАН Ахмет Ярлыкапов прокомментировал «МК», насколько вероятна причастность Грозного к покушению на Осмаева:
«Чеченцы из европейской диаспоры рассказывают, что среди них есть те, кто может достать неугодного Кадырову человека. Эти люди попадают на Запад, например, под видом беженцев, но вряд ли все они являются исключительно убийцами. Скорее всего, их структура выстроена гораздо сложнее, потому что устранение человека в таких чувствительных странах, как страны Евросоюза или Украина, очень серьезная вещь. При этом европейские чеченцы не скрывают, что живут с осознанием того, что могут поплатиться за критику Кадырова».
МЕЖДУ ТЕМ
Амина Окуева — врач-хирург, получила медицинское образование в Одессе и первый раз засветилась в украинской прессе, когда представляла своего мужа в суде в 2012 году. Тогда он вместе с отцом был арестован в Одессе в ходе совместной операции спецслужб России и Украины по обвинению в подготовке покушения на Владимира Путина. По словам близких к ее окружению людей, она чеченка, родившаяся уже в Одессе, и ислам не принимала, а считала себя мусульманкой от рождения.
После демобилизации из армии Окуева озаботилась патриотическим воспитанием. Последние полгода Амина Окуева вместе с киевским фотографом Александрой Лисицкой занималась особенным проектом — книгой сказок для детей 5–8 лет о войне на востоке Украины. Фотограф снимала для Окуевой фотосессию в вечерних платьях и придумала идею проекта — фотосессии героев АТО в сказочных образах. К этим самым образам Амина Окуева писала сказки. Говорила, что враги там будут «не персонализированы», скорее всего, через сказки пройдут «злой дракон Янек и плохой персонаж Лиллипутин». А герои АТО должны быть реальными, под своими именами, чтобы дети, подрастая, искали героев сказок и их уже реальные истории в Интернете.