Напомним, сама история случилась еще в начале февраля в глухом таежном районе республики Тыва. Саглана на тот момент гостила на зимней стоянке у бабушки и дедушки. По сути, это избушка посреди тайги. Там нет связи, в округе нет других домов. Поэтому, когда ночью скончалась бабушка Сагланы, дед попросил внучку ребенка сходить до соседнего зимовья, чтобы позвать на помощь. Сам он давно ослеп, и с трудом передвигался даже по дому.
Сколько в итоге прошла девочка, точно сейчас могут сказать только следователи. Когда об этой истории стало известно, местные жители называли нам цифру в восемь километров. Сейчас все говорят, что от одной чабанской стоянки до другой не больше трех.
Но так или иначе, девочка дошла до соседей, позвала на помощь — и стала маленькой героиней интернета. Ее прозвали «тувинской Красной шапочкой».
В райцентре Кунгуртуг интереса столичных журналистов к подвигу ребенка не понимали ни тогда, ни сейчас.
- Да у нас все дети так ходят, - пояснила «МК» одна из жительниц поселка. - Например, если захотят поиграть с ребятами, которые живут на соседней стоянке. Потом, часа через два, возвращаются обратно. Так все жили. И я точно так же бегала к соседям. А моя мать, когда уходила на охоту, точно также, как и мама Сагланы, оставляла меня у бабушки и деда. Да и оставила она ребенка всего на пару дней — в райцентр за продуктами поехали.
В общем, когда в поселок приехала группа следователей из столицы Тывы Кызыла, местные жители даже сразу не поняли, что те хотят у них в глуши разнюхать. Прибыли следователи эффектно — на вертолете. И сразу направились во все инстанции, отвечающие за социальную сферу.
- Допросили всех. И не просто спрашивали, а запугивали, давили, чтобы люди давали показания, которые бы высвечивали мать Сагланы не с лучшей стороны. А она живет как все. Почему соседи должны на нее клеветать?
Сама Элянора Салчак все это время стояла перед полицейским участков в ожидании допроса. Но ее так и не вызвали. Вместо этого следователи сказали, что женщина должна лететь с ними в Кызыл.
- А дальше начался какой-то ад, - рассказывает собеседница. - Эля не соглашалась уезжать, просила, чтобы ее допросили на месте. Ведь у нее помимо Сагланы есть еще 10-летний сын. Куда она поедет? Кто будет за ребенком смотреть? Да и ни одежды, ни денег у нее с собой не было. Но вместо того, чтобы войти в положение матери, ее схватили, повалили на землю, а потом увели, как какую-то преступницу.
Оперативников, вспоминают жители, было четверо. Здоровые мужики. «Эля просила ее отпустить, ревела... Такого у нас в поселке отродясь не было».
Потом стало известно — в отношении матери девочки возбуждено уголовное дело по статье «Оставление в опасности». А она предусматривает либо штраф в размере 80 тысяч рублей, либо год исправительных работ, или даже лишение свободы сроком на один год.
Сейчас женщина находится в Кызыле. И по слухам, у нее нет денег даже на еду.
- В этой ситуации я выступаю не только как адвокат, но и как мать, которая, подобно Эляноре, оставляла своих детей у бабушек и дедушек. Получается, каждую женщину, отвозящую детей к родным, тоже нужно привлекать? - недоумевает адвокат Лейла Монгуш.
Ситуацию адвокат описывает так: мать Сагланы зарабатывает на жизнь рыбной ловлей, а также, в летний период, сбором орехов, грибов. Чтобы порыбачить, она ушла на несколько дней на реку.
- Это единственный способ существования для нее и вообще для многих людей в этой местности. Продукцию она потом сдает в поселке, а на вырученные деньги покупает еду, одежду. Но не может же она оставить ребенка одного в пустой избе? Вот она и оставляла Саглану у бабушки. Кстати, она не была в возрасте. Ей всего-то 60 лет.
Адвокат говорит, что возбуждение уголовного дела нарушает права женщины и как представительницы малочисленных народов. Она, к слову, тувинка-тоджинка.
- Ее образ жизни и возможность его вести закреплен на законодательном уровне. Есть федеральный закон о малочисленных народах, в котором прописано, что им нельзя мешать вести тот уклад жизни, который они ведут веками.
А в поселке люди не понимают, кому будет лучше, если дело все же дойдет до суда.
- Саглану в интернат отправят, маму — за решетку. Как итоге- две порушенные судьбы.
Сейчас здесь собирают подписи за то, чтобы уголовное дело закрыли. За мать девочки вступился даже глава Тувы Шолбан Кара-оол. В своем блоге он написал:
«За что маму девочки пытаются лишить родительских прав? За то, что родилась и живет в тайге, на самом краю России, где по-другому растить детей никак? Наши земляки сохраняют эти края обжитыми для страны. Вспомнили систему советских интернатов. В них почти принудительно забирали детей чабанов и оленеводов, жителей вот таких "медвежьих" углов, как Кунгуртуг. И кто потом из них вырастал? Хозяйства толком не знали, трудиться, как родители, не научились».
На Злобу дня: Подвиг четырехлетней девочки из Тувы закончился скандалом