Прерванный полет
О происшествии в Турочакском районе, близ мыса Кокши, спасательным службам в воскресенье вечером сообщили очевидцы. Сотрудники Алтайского биосферного заповедника увидели, как внезапно над озером погасли бортовые огни летящего вертолета. По факту крушения было возбуждено уголовное дело по ч. 3 ст. 263 УК РФ (нарушение правил безопасности движения воздушного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц). Полет, по данным Межрегиональной общественной организации пилотов и граждан-владельцев воздушных судов (АОПА-Россия), не был экскурсионным, и для его осуществления не требовалось специального разрешения. И сам вертолет был частным.
Глубина водоема в месте падения вертолета составляет более 200 метров, а ширина — 2 км. Экстренные службы подтвердили, что на борту находились 5 человек: один пилот и четверо пассажиров. По данным Межрегиональной общественной организации пилотов, управлял судном Дмитрий Ракитский — опытный пилот-инструктор и летчик, входящий в руководство компании Heliport Moscow, одной из крупнейших в России по продажам вертолетов. Он имеет право на управление различными летательными аппаратами, в том числе стаж пилота вертолета у него около 20 лет. В его биографии есть такие интересные пункты, как испытание Robinson R-66 в условиях Северного полюса, а также кругосветный полет на вертолете: расстояние в 40 тысяч километров Ракитский преодолел за 43 дня.
С ним летела его жена — Елена Ракитская, а также замдиректора Heliport Moscow Мария Козинцева. По данным ее фирмы, она прилетела на Алтай в пятницу по приглашению бывшего вице-премьера Республики Алтай Анатолия Банных. Они должны были обсудить какие-то совместные партнерские программы. На воздушном судне находился и спортсмен-бейсджампер Глеб Вореводин, чемпион РФ в парашютной дисциплине Free Fly, организатор фестиваля бейсджампинга «Легенды гор». За несколько часов до крушения экстремал опубликовал селфи, выполненное в процессе полета. У Глеба есть свой канал на YouTube, куда он выкладывал видеозаписи своих экстремальных прыжков. Подписчикам он обещал выложить туда полный отчет о путешествии по Алтаю. Вся компания в выходные отдыхала на турбазе Altay Village Teletskoe. Оттуда в воскресенье все и отправились в последний полет.
Как стало известно «МК в Барнуале», активные спасательные работы на берегу озера начались в понедельник утром. В поиске задействовали 250 человек и 40 единиц техники. В район крушения из Новосибирской области доставили судно на воздушной подушке — для поисков. До места, где вертолет предположительно столкнулся с поверхностью озера, по воде и льду добираться около 40 км. Прибытие дополнительных сил — спасателей с водолазным оборудованием — с утра задерживала непогода: холод, туман и ветер. К тому же в понедельник, 13 февраля, в первой половине дня в районе фиксировали температуру под минус 30 градусов.
Банных не услышал предупреждения
На момент выхода материала официально не была подтверждена информация о гибели пассажиров вертолета «Робинсон». Найдено только одно тело — предположительно, супруги пилота — Елены Ракитской. Его прибило к берегу, где оно и было обнаружено сотрудниками заповедника. Тем не менее имеющиеся сведения о крушении дают основание предполагать, что выживших в катастрофе нет. Причем один из пассажиров упавшего геликоптера — Анатолий Банных — не впервые попадает в авиакатастрофу. 9 января 2009 года вертолет Ми-171, на борту которого кроме Анатолия Банных были другие высокопоставленные региональные чиновники, разбился в горах. Большинство из них — 7 человек из 11 — погибли. В числе жертв катастрофы восьмилетней давности — полномочный представитель президента в Государственной думе Александр Косопкин. Позднее следствие выяснило, что борт вез представительный состав охотников пострелять краснокнижных архаров — алтайских горных баранов.
Тот случай не напугал Анатолия Банных, выжившего лишь по счастливой случайности. Из интервью предпринимателя прошлых лет известно, что мужчина был фанатом высокогорных полетов в Горном Алтае. В свое время он стал одним из пионеров частной авиации в Барнауле, купив в личную собственность вертолет «Робинсон».
«Полет на вертолете совершенно несравним с тем, к чему мы привыкли, садясь в самолет: полное ощущение свободного полета на табуретке», — делился впечатлениями он с журналистом одного из изданий в 2005 году. В 2004-м бизнесмен запустил специальный коммерческий проект — «Аэротакси»: полеты на вертолете в Алтайском крае и Республике Алтай. Но сам же признавал: дорогое удовольствие не по карману большинству его земляков. Однако высокопоставленные гости могли себе такое позволить, и Банных мог устроить для них такой показательный полет на своем вертолете. Источники, знакомые с подготовкой к полету разбившегося воздушного транспорта, утверждают, что именно Банных мог в злосчастный день сидеть за штурвалом.
Последние данные
Предполагалось, что геликоптер мог совершать полет над территорией Алтайского заповедника. Но в межрегиональной общественной организации пилотов и граждан — владельцев воздушных судов (АОПА) эту информацию не подтвердили. «Робинсон» летел над Телецким озером. Известно, что вертолет приземлялся на кордоне мыса Кокши, откуда совершил вылет около 20.20. На расстоянии около 200–300 метров от берега вертолет упал в озеро.
Среди возможных причин крушения вертолета рассматриваются пока три версии: сложные погодные условия, неисправность техники и ошибка пилота. По словам местных жителей, погода в тот день была совсем не летная. «У нас здесь сегодня снегопад и мороз 20 градусов. Они в сумерках взлетали. Да и вообще, последние три дня мотались часто. Сегодня только ругнулся, что снег идет, вечереет и вертушка идет. Я в окно выглянул, не видать ни зги. Еще подумал: не боятся же», — написал на странице в соцсети житель Руслан Репкин. Позже информацию подтвердил сотрудник Алтайского заповедника Сергей Усик. Он сообщил, что на кордоне в Кокше пилот заправил полный бак вертолета. После чего начал взлетать. Дул сильный боковой ветер, и геликоптер «практически штопором вошел в Телецкое озеро на расстоянии примерно 500 метров от берега». Очевидцы пытались добраться до места на катере, но не смогли из-за больших волн.
Спасательные работы продолжаются. В середине дня пришло сообщение, что в озере выловлены обломки вертолета. Основную часть корпуса будут искать с помощью телеуправляемого подводного аппарата «Фалькон», который должны доставить из Иркутска специалисты Байкальского поисково-спасательного отряда МЧС.
Катастрофы вертолетов :
2 июня 2000 года во время катастрофы вертолета «Еврокоптер Газель» погиб выдающийся российский офтальмолог, академик Святосла́в Фёдоров. Из-за технической неисправности машина рухнула на пустыре в районе Братцева, возле МКАД. На борту находились 4 человека, все погибли.
4 июля 2012 года вертолёт AS350 авиакомпании «ЮТэйр» потерпел катастрофу неподалеку от Ленска. Четыре человека, находившиеся на борту, погибли.
8 декабря 2012 года вертолёт Robinson R44 потерпел катастрофу в Солнечногорском районе Московской области. В катастрофе погибли все, кто находился на борту: пилот и двое пассажиров.
6 мая 2013 года в Иркутской области потерпел катастрофу вертолёт Ми-8Т , на борту которого находились 9 человек; все погибли.
6 июня 2013 года в Хабаровском крае потерпел катастрофу вертолёт Ми-8Т , на борту которого находились 5 человек; все погибли.
2 июля 2013 года в Якутии упал вертолёт Ми-8Т. На борту было 28 человек. 3 члена экипажа и ребенок выжили, остальные погибли.
21 июля 2013 года в Мурманской области потерпел катастрофу вертолёт Eurocopter EC120, во время высадки пассажиров наклонился на бок и унёс жизни троих человек, пилот получил травмы, но выжил.[
9 сентября 2013 года в Сахалинской области потерпел катастрофу вертолёт Ми-2, на борту находилось 3 человека, все погибли.
6 декабря 2013 года в Ростовской области потерпел катастрофу легкомоторный вертолёт два человека погибли.
31 мая 2014 года в Мурманской области потерпел катастрофу вертолёт Ми-8АМТ, на борту которого находились 17 человек. 2 пассажира выжили, остальные погибли.
27 июня в Кемеровской области потерпел катастрофу вертолёт «Robinson R44», находившиеся на борту пилот и два пассажира погибли.
8 августа 2015 года в Московской области произошло столкновение вертолёта «Robinson R44» и самолёта «Cessna U206F». Находившиеся на бортах обоих машин 4 и 5 человек погибли.
24 сентября 2016 года в Красноярском крае разбился вертолёт «Bell 206» , погибли пилот и пассажир.
21 октября 2016 года в Ямало-Ненецком автономном округе разбился вертолёт «Ми-8», погибли 19 человек.
23 октября 2016 года в Забайкальском крае разбился «Robinson R44», погибли 3 человека.
1 ноября 2016 года возле Сочи разбился вертолёт «Eurocopter AS-350», погибли 2 человека, 4 получили ранения.
24 февраля 2016 года в Ленинградской области потерпел катастрофу «Enstrom F-28». Пилот погиб, а пассажирка получила травмы.
18 апреля 2016 года в ЯНАО разбился «Robinson R66», погибли пилот и два пассажира.
24 сентября 2016 года в Красноярском крае разбился вертолёт «Bell 206» , погибли пилот и пассажир.
21 октября 2016 года в Ямало-Ненецком автономном округе разбился вертолёт «Ми-8», погибли 19 человек.
23 октября 2016 года в Забайкальском крае разбился вертолёт «Robinson R44», погибли 3 человека.
1 ноября 2016 года возле Сочи разбился «Eurocopter AS-350» , погибли 2 человека, 4 получили ранения.