— На борту мог быть перегруз?
— Нет, перегруза там быть не могло, а вот то, что они сорвались в штопор, — вполне правдоподобно. Это могло произойти из-за неправильного размещения груза. По словам очевидца, самолет коснулся воды хвостом, то есть командир пытался его приводнить. Но что-то ему помешало — на большой скорости произошел удар об воду, и самолет стал разваливаться на части.
И здесь на первое место выходит самая нехорошая, страшная версия, потому что надо обвинять командира воздушного судна. Но не хочется в это верить. Волков — опытный командир, он давно летает на этом типе самолета. Если необходимость приводняться произошла по объективным обстоятельствам — это одно дело. А если он, например, показывал классный взлет, и у него это не получилось, то это ужасно.
У каждого летчика есть свой почерк. Я, например, любил Ту-154, потому что он очень энерговооруженный. Я тоже поднимал его резко вверх, чтобы утереть нос «Боингам» и «Эрбасам». Но я проходил специальную программу, предназначенную для летчиков-испытателей, меня готовили к таким показательным полетам.
Надо внимательно изучить бортовые самописцы — скорости, углы, вертикальные скорости… Самописец сейчас отправляют в Люберцы, в военный институт, который занимается расследованием катастроф. Там очень опытные, сильные специалисты. Если самописец в хорошем состоянии, то через 2–3 дня появится официальная версия.
— Что могло явиться причиной того, что командир решил приводнить самолет?
— Скорее всего, что-то помешало ему нормально произвести взлет — например, столкновение с птицей или дроном.
— Это военный борт. Не могло что-то сдетонировать в грузовом отсеке?
— Нет, там были в основном медикаменты и медицинская аппаратура. Они не взрывоопасны, не горючи. Прежде чем все это загрузить, были произведены проверки элементов на возгорание, на наличие ядовитых испарений.
— Насколько велика была вероятность того, что командир успешно посадит самолет на поверхность моря?
— Такие случаи были. Например, 21 августа 1963 года командир Ту-124 компании «Аэрофлот» приводнил самолет на Неву. Они следовали из Таллина в Москву. После взлета экипаж обнаружил, что переднюю опору шасси заклинило в полуубранном положении. В аэропорту Таллина был туман. Решили сажать самолет в Ленинграде. Предстояла посадка «на брюхо». Экипаж стал делать над городом круги, чтобы выработать топливо. На восьмом круге у них остановился один двигатель, а потом и второй. Что-то не рассчитали. Топливо закончилось. Командиру ничего не оставалось, как попытаться приводниться на поверхность Невы. Благо у второго пилота, Василия Чеченева, который служил в морской авиации, был опыт посадки на воду. Они приводнили Ту-124 в районе железнодорожного моста. Буксир оттащил самолет к берегу Невы. Все пассажиры остались живы.
А вообще из десяти случаев подобных приводнений удачными бывают один-два…
— Возвращаясь к катастрофе Ту-154 над Черным морем: почему спасатели находят такое большое количество фрагментов тел, как это бывает обычно при взрыве самолета в воздухе?
— Вода — несжимаемая жидкость. Если плоский камушек бросить плашмя в воду, он летит, несколько раз ударяясь о поверхность. То же самое было и с самолетом. Скорость ведь большая, 330–360 км в час. Он подпрыгивал на воде километра два, разваливаясь на куски… Поэтому и такой большой разброс обломков.
— Люди в самолете успели осознать, что гибнут?
— Экипаж видел все. Они понимали, что падают. У меня было много случаев аварийных ситуаций на борту. Я и горел, и бомбы у меня террорист в 1991 году взрывал на борту Ил-86 над Уралом… Кабина самолета была сильно задымлена, стекла — все в саже. Удалось надеть маску. Снизились до 2700 метров, ниже было нельзя — там горы. Как сажали самолет — отдельная история. Удалось спасти почти 400 человек…
Читайте материал "Очевидец: «Когда Ту-154 упал, над ним будто радуга образовалась»