- Существуют ли инструкции для экипажа на случай захвата борта террористами?
- Конечно, такие инструкции есть. Они существуют как для пилотов, которые находятся в кабине и действуют оттуда, и для обслуживающих пассажиров бортпроводников. Те в свою очередь также обучены правильно вести себя с террористами и максимально помогать, как экипажу, так и пассажирам.
- Каковы первые действия пилотов?
- Начнём с того, что у пилотов вход в кабину закрыт на протяжении всего полёта. Защищает их пуленепробиваемая дверь. Так что вживую с террористами они не общаются. В случае если в салоне предусмотрены камеры видеонаблюдения, одна из главных задач экипажа перенаправить видео на землю, чтобы там спецслужбы могли правильно оценить ситуацию в самолете, предпринять конкретные действия и спланировать спецоперацию так, чтобы обошлось с наименьшим количеством жертв.
- А как видео может помочь спланировать спецоперацию на земле?
- Например,чтобы было понимание, кто где находится, ведь силовики во время спецопераций попадают на борт не только через входные двери, но и грузовые отсеки...
- Какова задача бортпроводников, которые весь полёт находятся в салоне?
- Главная задача бортпроводников, которых обучают на специальных курсах - не доводить ситуацию по психологического накала. Другими словами, стараться максимально выполнять все требования террористов, не злить их, не перечить. Вести себя уравновешенно, постараться успокоить пассажиров. Ведь именно от того, насколько собранно поведут себя люди, зависит их жизнь. А слезы и истерики могут только разозлить злоумышленников.
- Можно предположить, почему данный самолёт приземлился именно на Кипре?
- Ну, тут несколько вариантов. Во-правых, таково могло быть требование террориста, которое совпало с возможностями проведения контртеррористической операции властей Кипра. Или слаженная работа экипажа, который уговорил террористов сесть именно там.
- Зачем? Почему именно на Кипре?
- Во-первых, если есть вероятность взрыва, то с самого начала подбирается ближайший аэропорт для посадки самолёта. Во-вторых, обязательно сажают на аэродроме вдали от других самолетов. Кроме этого, учитываются и возможности силовиков той страны, где сядет самолёт с террористом на борту. Сейчас все страны, пожалуй, кроме Северной Кореи, подписали Конвенцию, которая позволяет проводить на своей территории спецоперации по ликвидации террористов самостоятельно. Если аэропорт выбран, но у террориста другие предпочтения, задача экипажа уговорит его сесть именно там, где удобнее провести спецоперацию.
- Каким образом уговорить?
- Существуют некоторые уловки. Как вариант, говорят, что там, куда нужно террористу, нелетная погода. Или не хватит топлива...
- Как часто проводятся тренинги с экипажем по таким непредвиденным ситуациям?
- В России существует специальная программа, согласно которой раз в год все экипажи в обязательном порядке тренируют аварийно сажать самолёт на сушу, на воду и когда в воздухе находится взрывное устройство.
Все подробности о захвате борта EgyptAir читайте в нашей онлайн-трансляции. А также: "Захват самолета EgyptAir: шесть похожих случаев".