Это совпадение — не единственное, что сразу бросается в глаза. Налицо и «парижский» почерк террористов: удары были нанесены с небольшими временными интервалами сразу в нескольких людных местах — в аэропорту и метро. Ответственность за случившееся уже взяло на себя так называемое «Исламское государство» (ИГ/ИГИЛ/ДАИШ — запрещенная в России террористическая группировка).
Сперва — около 8 часов утра по местному времени (10 часов утра по московскому) — два взрыва прогремели в терминале вылетов брюссельского аэропорта в Завентеме, у стойки регистрации авиакомпании American Airlines (позднее эта информация была опровергнута). Жертвами стали по меньшей мере 14 человек, десятки получили ранения, в том числе и крайне тяжелые — сейчас медики борются за их жизни.
Детонация была столь мощной, что в здании обвалился подвесной потолок, были выбиты стекла. «Это были очень, очень громкие взрывы, — цитирует агентство Reuters сотрудника британской телекомпании Sky News, находившегося в аэропорту. — Я чувствовал, как здание двигается». По свидетельствам очевидцев, на которых ссылаются местные СМИ, взрывам в терминале предшествовали выстрелы и крики на арабском. Нескольким пассажирам удалось спрятаться в газетном киоске, что уберегло их от тяжелых ранений, сообщает французское издание Le Monde.
Аэропорт решено было закрыть как минимум до 6 часов утра 23 марта; все самолеты, следовавшие туда, были перенаправлены.
По предварительной информации бельгийской прокуратуры, один из взрывов в аэропорту был осуществлен смертником; кроме того, службы безопасности позднее обнаружили в терминале еще одну бомбу (по другим данным — даже три бомбы), которая не сдетонировала.
Менее чем через час после трагедии в Завентеме был осуществлен взрыв на станции метро «Мальбек» (предполагается, что бомба была подложена в поезд), являющейся крупным пересадочным узлом, рядом с которым расположено несколько евросоюзовских учреждений, а затем поступила информация об аналогичных терактах на станциях «Шуман» (находится недалеко от зданий Совета Евросоюза и Еврокомиссии) и «Арт-Луа» (рядом с посольством США).
Впрочем, полиция не подтвердила информацию о трех терактах, заявив, что дым со станции «Мальбек» по туннелю дошел до соседних — «Шуман» и «Арт-Луа», создав видимость двух других взрывов. Прокуратура также заявила лишь об одном теракте в метро. Погибли, по предварительной информации, 20 человек.
Уровень террористической угрозы в Бельгии был максимально повышен, полиция сперва эвакуировала людей с Южного вокзала в Брюсселе, откуда поезда следуют в аэропорт, и позднее — с других вокзалов, было перекрыто движение по центру города; а в Париже был оцеплен вокзал Гар-дю-Нор. Граница между Францией и Бельгией была временно закрыта (что допускается законодательством ЕС в чрезвычайных ситуациях).
Произошедшее в бельгийской столице выглядит тем ужаснее, что власти страны буквально накануне трагедии заявляли о готовности к возможной «мести» за поимку Абдеслама и новым атакам. «Мы знаем, что ликвидация одной террористической ячейки ведет к росту активности других, — заявил за день до терактов министр внутренних дел Бельгии Жан Жамбо. — Мы находимся в состоянии готовности в связи с этим».
* * *
Образцы ДНК Лаашруи были найдены еще в ходе расследования терактов в Париже и, позднее, в нескольких квартирах, по которым на прошлой неделе на след террористов вышли бельгийские правоохранители.
Однако при задержании Абдеслама нескольким его подельникам, включая Лаашруи, удалось скрыться — очевидно, они уже покинули бельгийскую коммуну Форе, где проходила спецоперация.
Сейчас этот беглец — фактически самый разыскиваемый человек в Бельгии: Абдеслам пойман, а Лаашруи наряду с ним считается одним из организаторов парижских терактов 13 ноября прошлого года.
Более того, у него, в отличие от многих его соратников, есть важные навыки по созданию бомб и поясов шахида.
По данным бельгийских правоохранителей, Лаашруи, выросший в Бельгии, три года назад побывал в Сирии, где и примкнул к радикальным исламистам. Есть данные о том, что он даже успел повоевать на стороне ИГ, после чего, очевидно, предпочел роль вербовщика джихадистов в Европе и вернулся.
Уже в 2014 году он был объявлен Бельгией в международный розыск — по подозрению в связях с экстремистами и террористической деятельности, в частности, в «рекрутировании» европейских мусульман в ИГ. Известно, что он активно пользуется поддельными документами и ранее перемещался под именем Суфиана Кайала — именно такой паспорт был найден в убежище террористов в Форе.