Свидетели рассказывают о кусках тел, увиденных на месте взрыва. Полиция оцепила район происшествия, машины скорой помощи развозили оттуда по больницам пострадавших. Со ссылкой на офис губернатора Стамбула сообщается о том, что погибли не менее 10 человек, многие получили ранения. По данным CNN Türk, некоторые из раненых находятся в критическом состоянии – так что число жертв может вырасти.
Подробнее: В центре Стамбула взорвался смертник, количество жертв растет
Не исключено, что место для проведения теракта было выбрано специально – в районе площади Султанахмет всегда много туристов, как иностранных, так и приехавших из других районов Турции. Сообщается о том, что среди пострадавших есть, в частности, приезжие из Германии и Перу.
Мощный взрыв, от которого вздрогнули расположенные рядом здания, раздался в 10 часов 20 минут утра по местному времени неподалеку от известной достопримечательности – 18-метрового обелиска Феодосия (известного также как «Египетский обелиск»), привезён из Луксора в 390 году по приказу императора Феодосия I и был установлен на Ипподроме на специально изготовленном мраморном постаменте.
Президент Турции Эрдоган заявил, что террористическая атака в Стамбуле была осуществлена смертником сирийского происхождения.
Это не первый теракт в Турции за последнее время. В октябре во время марша за мир, проходившего в Анкаре, смертниками было устроено два взрыва – погибли около ста человек. Вина за тот акт была возложена на группировку «Исламское государство» (ее деятельность запрещена на территории России). Террористами из ИГИЛ был устроен и другой взрыв, прогремевший в июле в городе Суруч близ границы с Сирией – его жертвами стали более тридцати человек.
– Ситуация в целом сложная, – рассказывает «МК» по телефону из Стамбула востоковед Гумер ИСАЕВ. – Но город большой, я нахожусь сейчас не так далеко от площади Султанахмет, в районе Таксим – это тоже туристическая зона, но никакой паники не наблюдается. Сам я взрыва не слышал, я был тогда минутах в 40 езды от места происшествия. В районе Султанахмет – довольно плотная застройка, видимо, она погасила звук, хотя люди рассказывают, что слышали взрыв в других районах. Это туристическая зона – хотя сейчас не совсем туристический сезон, но погода хорошая и там всегда много людей.
– Известно, что Турции приходится сталкиваться с терроризмом с трех направлений – левацкие группировки, курдские сепаратисты и воинствующие исламисты. И пока мы точно не знаем, кто устроил нынешний взрыв. Если речь идет о том, что как в Анкаре и Суруче за событиями в Стамбуле стоит ИГИЛ, возникает вопрос – почему Турция отказывается закрыть границу с Сирией, откуда могут проникать экстремистские элементы?
– Учитывая тот факт, что на территории Турции и так около 2 млн сирийских беженцев, даже если теоретически вообразить себе перекрытие границы, террористическая угроза от этого сильно не уменьшится. С 2011 года, когда начался конфликт в Сирии, различные элементы, действительно, проникают на территорию страны.
Даже если перекрыть границы формально, все равно эти элементы будут просачиваться: они умеют это делать и в более жестких условиях. Боюсь, вопрос сирийского кризиса и его влияния на Турцию, на турецкое государство и турецкое общество куда более сложный. Очевидно, что эти теракты нельзя предотвратить, просто перекрыв границу или усилив полицейский контроль.
Подобные угрозы являются проявлением глобальных и региональных процессов, в которые вовлечена Турция. И заигрывания с разными элементами бумерангом попадают в том числе и в Турцию.
Пока мы не знаем, кто совершил взрыв в Стамбуле – но можно предположить на данный момент, что скорее всего это ИГИЛ (запрещено в Росии - "МК"). Вы правы, упомянув и курдский фактор, и леваков – на протяжении последних лет все эти группировки так или иначе себя проявили. Но курдские боевики действуют в основном на востоке страны, нападая на военных. Леваки главным образом устраивают акции типа нападений на административные учреждения, захвата прокуроров и судий. Если будет доказано, что взрыв в туристической зоне устроил смертник, то это явно попытка нанести удар не по военным, не по полицейским, а по имиджу Турции как государства, способного принимать туристов.