- Если президент республики Дагестан видит в дербентских событиях след ИГИЛ, то пусть он его и стирает. Если во вверенном ему регионе бродят боевики «исламского государства», то, вероятно он и должен с ними бороться. Лично мне кажется, что никакого заговора ИГИЛ там нет, а в Дербенте была обычная для Кавказа перестрелка.
- В нескольких видеороликах, размещенных в сети, боевики ИГИЛ обещали отмстить России терактами за борьбу с бандитами в Сирии. Есть ли вероятность того, что это эта угроза осуществится в ближайшие каникулы?
- Есть любая вероятность. Например, что с неба упадет кирпич или ось земли повернется, и в Москве начнут расти пальмы. Но вопрос не в вероятности. Конечно, мировой терроризм настроен против России достаточно серьезно. Но дефективность его планов в том, что и Россия очень серьезно против него настроена. Террористы очень не любят, когда их убивают, они традиционно прикрываются заложниками. А когда их всерьез начинают ликвидировать, что делает Россия по всему миру, — они теряют решительность, начинают сильно дергаться и искать другое место для применения своей злобы. Россия их ликвидирует, поэтому они будут самовыражаться в тех странах, которые этого не делают. Террористы — это как компания хулиганов на улице. Эта компания вряд ли попытается задеть идущего мимо Валуева, а выберет человека с пенсне на носу и грустью в душе. Россия — это Валуев на улице, поэтому нас трогать никто не хочет и пугать себя терактами в праздники совершенно незачем.
- То есть вам лично будет не страшно ходить на массовые мероприятия в новогодние каникулы?
- Я в этой жизни вообще ничего не боюсь, кроме одного: боюсь испугаться. Я часто бывал на местах терактов сразу после терактов. А массовые скопления народа опасны сами по себе, даже если там никаких террористов нет. Может быть давка: шелохнулась толпа и затоптала вас, могут кошелек украсть или дать по голове бутылкой пива. Я — оперотрядник, работал комиссаром отдела по работе на массовых мероприятиях. После чего у меня отношение к массовым мероприятиям по определению настороженное. Но у нас в России достаточно сильная правоохранительная система. Победить террористов так же невозможно, как и толпу. Это - как уничтожить всех крыс до одной в Москве, как добиться нулевого травматизма от автокатастроф. Но крыс не выпускают за пределы их подвалов. Я не знаю, как в Дагестане, но в Москве силовики минимизируют террористические угрозы на два порядка профессиональнее, чем это делают их брюссельские или парижские коллеги. У нас в Москве хотя бы автомат и взрывчатку на улице купить нельзя. Так что террористам будет комфортнее работать в других странах.