«Они перерезали горло белому посетителю под крики «Аллах акбар!», — рассказывает портье гостиницы, которому удалось спрятаться от нападавших. Про данным ООН, тела убитых или были свалены в кучу в подвале, или валялись в коридорах отеля. Среди убитых, как известно, были шестеро россиян, один американец, один бельгиец и люди других национальностей. Террористы взяли в заложники около 100 постояльцев и сотрудников отеля. Об этом сообщил малийский генерал Дидиер Дакко.
Постояльцы, среди которых были женщины, старики и дети, пытались спрятаться или отсидеться в своих номерах. Когда малийские солдаты атаковали террористов, в отеле были 120 постояльцев и 13 служащих. Среди постояльцев преобладали дипломаты, бизнесмены, пилоты и стюардессы прибывших в Мали самолетов.
К вечеру осада отеля окончилась. Большинство заложников были освобождены, как сообщил министру внутренних дел полковник Салиф Траори. Белый дом сделал следующее заявление: «Мы можем подтвердить, что атака завершилась».
Событие в малийском «Рэдиссоне» (Мали — бывшая колония Франции) разыгралось неделю спустя после парижской трагедии, унесший 130 жизней. Сразу после освобождения отеля была неясность по поводу его захватчиков. По данным телеканала «Аль-Джазира», это были члены местной террористической группировки «Аль-Мурабитун», которая связана с «Аль-Каидой» (группировка признана в РФ террористической и запрещена). Министр обороны Франции заявил по телевидению, что напал на отель Мухтар Бельмохтар, многолетний член Аль Каиды, который в 2013 году захватил газовый завод Алжира и убил несколько заложников. Однако министр добавил: «Мы не вполне в этом уверены». Белмохтар – «теневая фигура» среди экстремистов. В июне сообщалось, что он был убит, причем дважды. Но, по данным американской разведки, он всё еще разбойничает.
Сторонники «Аль-Каиды» приветствовали атаку на «Рэдиссон». Некоторые из них утверждали, что ИГИЛ («Исламское государство», группировка запрещена в России) «должен поучиться кое-чему от нас». Напомним, что обе эти террористические организации конкурируют между собой в своем разбое.
Мали уже давно страдает от «Аль-Каиды» и ИГИЛ, которые совершают нападения на отели и рестораны. «Мы не хотим пугать наш народ, но мы уже подчеркивали, что Мали придется привыкнуть к подобной ситуации», — говорит малийский президент Ибрагим Боубакар Кеита. «Мы должны оставаться скромными. Никто и нигде не находится в безопасности от угроз террористов», — заявил он во время своего визита в Чад французскому телеканалу «Франс 24».
Северная часть Мали попала под контроль повстанцев и исламистов еще в 2012 году. Тогда пришлось вмешаться Франции, которая изгнала их в 2013-м. Однако остатки террористических группировок несколько раз атаковывали ооновские миротворческие силы и малийские войска. Сейчас в Мали находятся сотни французских солдат.
В прошедшем июне было подписано мирное соглашение между правительством Мали и некоторыми фракциями повстанцев. Но соглашение уже несколько раз нарушалось. Разгул беззакония заставил многих малийских северян покинуть родные места. С другой стороны, места, где находятся миротворческие силы ООН, считаются наиболее «убойными» на нашей планете. Здесь были убиты 40 ооновцев.
Как заявил после налета на «Рэдиссон» генсек ООН Пан Ги Мун, он «отвергает любые попытки свести с рельс мирный процесс».
Вот что рассказывает малийский журналист Кассим Траоре о подробностях нападения. Оказывается, исламисты, захватившие отель, требовали от заложников, чтобы те цитировали на память Коран, дабы отсеять «правоверных» от «неверных». Тех, кто цитировал, отпускали на волю. Подобный «отсев» применила и группировка «Шабиб», филиал «Аль-Каиды», во время налета на мол «Вестгейт» в столице Кении Найроби в 2013 году.
Нестабильное положение в Мали установилось с января 2012 года, когда повстанцы и террористы из «Аль-Каиды», вооруженные снаряжением, оставшимся в арсенале ливийского правителя Муаммара Каддафи, начали наступление через гигантскую пустыню на Север, захватывая один за другим города. Военный переворот, вызванный частично озлоблением против того, как вело себя правительство против восставших, привело к падению режима. В возникшем в стране хаосе исламисты, сумев консолидироваться, закрепились на Севере страны, навязав населению свои самые строгие законы Шариата.
В январе 2013 года исламисты начали движение на Юг Мали, в сторону ее столицы. Франция вынуждена была послать свои воска, чтобы остановить их. После недолгой военной кампании продвижение исламистов было приостановлено, города вроде знаменитого Тимбукту, отбиты у них, а самих повстанцев вновь отогнали в пустыню.
В этот самый момент другие террористы, связанные с «Аль-Каидой», внезапно атаковали крупное газовое производство в пустыне в соседнем Алжире, захватив в заложники многих его работников. 38 заложников были убиты в ходе военных действий.
Летом 2013 года в Мали прошли парламентские выборы, которые как бы установили демократические порядки в стране, где еще оставались сотни французских солдат, а Север всё еще бунтовал.
Итак, последний налет на отель «Рэдиссон» в Бамако далеко не случайный эпизод, тем более если иметь в виду, что по времени он совпал с парижской драмой 13 ноября.