— О чем может свидетельствовать то, что параметрический самописец прекратил записывать данные на высоте 9400 метров, а до этого полет проходил в штатном режиме?
— Значит, на этой высоте произошло некое событие, после чего на параметрический регистратор перестало подаваться электрическое напряжение. Все логично: параметрический самописец стоит в хвосте, если хвост отделяется, регистрация параметров прекращается.
— То есть взрыв на борту — единственное объяснение произошедшего?
— Необязательно. После получения всех этих данных комиссия в качестве приоритетных будет рассматривать две версии: взрыв либо разрушение конструкции воздушного судна по технической причине, я имею в виду износ металла.
— Но ведь уже известно, что на записи речевого самописца слышен нехарактерный звук, а что это еще может быть, как не звук взрыва?
— Что это за звук, пока не уточняется. Но даже если регистратор и зафиксировал некий хлопок, это могло быть не только воздействие взрывного устройства. У самолета могла быть трещина, которая росла из полета в полет. Это как когда ломаешь алюминиевую проволочку: сперва она просто гнется, но в один момент просто разламывается. И в этом случае, если у самолета была взрывная разгерметизация, тоже может раздасться взрыв. Этот процесс можно сравнить с открыванием бутылки шампанского: внутри нее, как и в салоне самолета, одно давление, снаружи - другое. Когда пробка вылетает, раздается хлопок. Возможно, этот хлопок и записал речевой регистратор.
- А по этому звуку (допустим, это действительно хлопок), можно определить, какова его природа: было ли это взрывное устройство или же другое явление?
- Каждый звук имеет свои спектральные характеристики, это как пальцы в криминалистике. По этим характеристикам можно определить, что это за звук и откуда он распространился. Есть даже методики, которые позволяют определить место появления этого звука.
- Это долгая процедура?
- Конечно. Нужно будет проводить эксперименты, записанный на речевом самописце с этого борта звук сравнивать с данными с других бортов, где были похожие ЧП и где причина трагедии ясна. Или делать реконструкцию.
- А у нас есть с чем сравнивать?
- Не могу сказать. В зарубежной практике расследования авиационных происшествий были случаи, когда по записанному на речевой самописец хлопку было установлено, что на борту сработало именно взрывное устройство. Но опять же это не единственный метод. Сейчас на обломках лайнера ищут следы поражающих веществ. Если их не найдут, тогда причины трагедии нужно искать в технических моментах.
- Можно ли ожидать, что на записи с речевых самописцев будут слова пилотов о ЧП, хоть одно?
- Нет, 9400 — это огромная высота. Люди умирают в секунду, они ничего не могут успеть сказать.