Как разоблачили террористов
Дом 5, корпус 3, по Стрельбищенскому переулку — кирпичная многоэтажка, построенная в 1973 году. На первом этаже — молочная кухня и библиотека. Стена разукрашена шикарным граффити со зловещим джинном, невольно навевающим мрачные ассоциации.
Злополучная квартира находится на последнем этаже 3-го подъезда. Там же проживает героиня дня Людмила Б. (имя изменено). Именно она увидела на лестничной площадке семерых подозрительных мужчин в темной одежде. И услышала ключевое слово «детонатор». После чего позвонила на «02». Было это в два часа дня 11 октября.
Стражи порядка отреагировали оперативно: уже через час в квартиру №96 вломились сотрудники полиции и ФСБ. Допросы и обыски продолжались до глубокой ночи. Террористов (всего в квартире задержали двоих человек, еще десятерых поймали позже) посадили в синий фургон ФСБ, их вещи отдельно погрузили в белую «Газель». Причем квартиру в буквальном смысле слова выпотрошили — выбросили даже стиральную машину. Жильцам сначала сказали, что в доме утечка газа, и под этим предлогом всех эвакуировали.
Правда, существует несколько иная версия развития событий. По нашим данным, спецслужбы уже несколько дней разрабатывали этот адрес. И Людмила в этой истории выступала в роли ключа: когда существует сигнал в полицию, есть основания войти в квартиру.
Кого именно задержали
По информации «МК», всего задержано 12 человек, в том числе трое граждан Сирии. Остальные — выходцы с Северного Кавказа, в том числе из Чечни. Как заявил вчера представитель ЦОС ФСБ, несколько задержанных прошли обучение в лагерях «Исламского государства» и прибыли в РФ задолго до начала российской операции в Сирии. В ходе оперативного опроса двух задержанных стало известно, что они планировали осуществить теракт в общественном транспорте Москвы.
Какую бомбу нашли
В ходе обыска в квартире силовики обнаружили десятилитровое пластиковое ведро, наполненное смесью аммиачной селитры и алюминиевой пудры, — фактически готовую к применению бомбу. У самодельного взрывного устройства (СВУ) был также детонатор. Взорваться бомба должна была после звонка на прикрепленный к детонатору мобильный телефон. Мощность СВУ была эквивалентна 4–5 кг тротила. Также там были изъяты весы и инструкции по сборке СВУ.
Что такое 5 килограммов в тротиловом эквиваленте? Для примера, снаряд «Катюши» равен по мощности 4,7 килограмма тротила, — рассказал «МК» источник в силовых структурах. — Если такой снаряд попадет, предположим, в двух- или трехэтажный бревенчатый дом типа коттеджа, то от строения ничего не останется.
При этом не будем забывать, что кроме массы тротила нужно учитывать фугасность, осколочность, а также то, где было приведено в действие взрывное устройство.
Если на открытой местности — это одни потери, в закрытом пространстве — совершенно другие. Например, при взрыве в подземном переходе на Пушкинской площади в августе 2000 года погибли 13 человек и более 60 были ранены. Тогда самодельное взрывное устройство было мощностью как минимум в пять раз меньше, чем то, что нашли в минувшее воскресенье. Тем не менее за счет того, что было ограниченное пространство и террористы использовали «начинку», не удалось избежать человеческих жертв.
Из-за СВУ примерно такой же мощности (4 кг в тротиловом эквиваленте) в 2004 году в метро, на перегоне между станциями «Автозаводская» и «Павелецкая», погибли 42 человека… Из последних терактов можно вспомнить, например, взрыв в аэропорту «Домодедово» — тогда от бомбы, эквивалентной 7 килограммам тротила, погибли 37 человек.
Почему террористы выбрали эту квартиру
Самое интересное в этой истории — почему террористы обосновались именно там, где их нашли?
«МК» выяснил, что злополучная квартира принадлежала военному пенсионеру Минобороны, в прошлом сотруднику финансового отдела одного из военных представительств (отвечает за госприемку продукции на оборонных предприятиях). Всеми квартирными делами заведовала его супруга Елена (имя изменено). По нашей просьбе с Еленой связались представители местных властей. Приводим эту беседу.
— Елена, кому вы сдали квартиру?
— Мы ее не сдаем. Дали пожить знакомым мужа — мы их знаем с 1999 года. Эти ребята в свое время помогли моему супругу, поэтому когда они сказали, что негде жить, — мы их пустили. Тем более, квартира пустовала.
— Как же в ней появились эти люди из южных регионов?
— В феврале ребята сами попросили у нас разрешить пожить их знакомому из Чечни Саиду с женой Сабиной и маленькой дочкой. Мой 24-летний сын разговаривал с Саидом. Сказал мне, что это полковник ГРУ. Оформляли ему разрешение на парковку в районе. По словам сына, машина Саида марки «Хаммер» оценивается едва ли в 4 млн рублей!
— Вы сами общались с Саидом?
— Нет, не довелось. Честно говоря, мне не очень понравилось, что в квартире, пусть даже временно, станут жить чеченцы. Но сын сказал, что они приличные люди. Навели порядок в подъезде, поизгоняли всех окрестных алкашей… Одно меня напрягло: в сентябре Саид позвонил и попросил на время его отпуска в Турции разрешить дать ключи от квартиры своему племяннику Мусе. Кто этот Муса, чем занимался в Москве — я понятия не имею. Насколько знаю, он и жил там в последнее время.
— Как вы узнали о ЧП?
— Самое удивительное — мне никто из полиции не звонил! Я сама зашла в Интернет, увидела новость про подготовку теракта в квартире в Стрельбищенском переулке. И тут сердце у меня забилось, хотя я ничего не знала. Сама набрала дежурную часть — мне подтвердили опасения. В понедельник муж три часа провел у следователей. Но мы мало что знаем. Там крошечная квартирка в 30,7 квадратных метра при жилой площади в 18,1. После случившегося решили поселить в ней нашего сына, хотя эту квартиру мы держали специально до его женитьбы.
— Вы сами что думаете — могли готовить бомбу в квартире?
— У меня вообще возникла мысль: а не мог ли это Саид сам спланировать, чтобы потом это все раскрыть и получить повышение по службе? Или наоборот — возможно, его подставили? Мой первый квартирант сказал, что Саид сейчас недоступен. Очень вся эта ситуация выглядит неправдоподобно. Соседку, первой забившую тревогу, лично не знаю. Но она молодец! При встрече обязательно скажу ей спасибо...
«МК» попытался найти пресловутого Саида (фамилия имеется в распоряжении редакции). Его полный тезка — действительно подполковник, служил в Чечне в милиции, но едва ли имеет отношение к ГРУ. Да и в конце концов любой террорист может представиться хоть генералом Генштаба, хоть агентом «Моссада» — в зависимости от того, насколько далеко заведет его фантазия. Другое дело — уж очень во многих громких преступлениях, в том числе терактах, начинает проявляться (явно или косвенно) либо чеченский, либо силовой след. А еще чаще следы эти совпадают. Очень хочется надеяться, что у данного совпадения будет самое простое, а не конспирологическое объяснение.
Читайте материал: Хозяйка московской квартиры, где готовился теракт, сдала ее «чеченцу, полковнику ГРУ»
Еще один ракурс
Реплика корреспондента отдела силовых структур Дарьи ФЕДОТОВОЙ
После того как Минобороны РФ объявило о начале операции в Сирии, в России стали ждать «ответки» в виде террористических актов. Картину расплаты дорисовали и последние события как мирового, так и сугубо локального характера. Сначала — питерская пенсионерка, которая якобы подорвалась на самодельном взрывном устройстве (в тот же день эту информацию опровергли, но опровержение прошло незаметным), а потом — реальный теракт в Анкаре, унесший жизни 97 человек.
Горький опыт россиян, переживших не одну трагедию, подсказывал, что должно что-то произойти. И оно произошло. В воскресенье силовики провели масштабную операцию по задержанию 12 человек, подозреваемых в подготовке терактов в Москве. «Изюминкой» стала информация о трех сирийцах среди задержанных.
Впрочем, хвалить силовиков, которые блестяще провели задержание, никто не спешит. Наоборот, уж слишком подозрительным показалось народу столь стремительное развитие ситуации. Мол, подстроили все. Более того, самым недоверчивым закралась мысль, а не пытаются ли силовики подстраховаться, если в будущем все-таки что-нибудь рванет? Тогда можно будет сказать: мол, вы же видели, мы работаем, ну, просто не всегда удачно... Вот и устроили в воскресенье показуху.
Но в конкретном случае ситуация видится иначе. И вот почему.
Во-первых, нет никакой мгновенной операции: мол, только начали бомбить — тут же появились террористы и тут же их задержали. Террористы появились не вчера. Такие группы возникают постоянно. Их выявляют, отслеживают, ликвидируют. И очевидно, что на возникновение групп влияет политическая ситуация.
Во-вторых, из дома во время спецоперации попросили выйти 120 жильцов. Скажете, можно было при желании все скрыть, придумать байку: мол, проверяли утечку газа. Ага! ОМОН, да еще который после «проверки» впускал в дом только после предъявления паспортов... Вовлечение в спецоперацию такого числа людей не может не привести к утечке информации. Если шила не утаить, к чему лишняя суета по засекречиванию операции?
К тому же в России ежегодно предотвращается немало терактов. Мелкие эпизоды проходят незаметно. О крупных (а они происходят как минимум раз в год) рано или поздно все равно становится известно журналистам. Но замечать это общество хочет только тогда, когда есть информационная конъюнктура — Олимпиада, 9 Мая или вот операция в Сирии.
Скорее всего, проведенная спецоперация — рутинная работа силовиков, которая просто совпала с мировыми событиями. Поэтому, может, просто стоит сказать спасибо за работу, а не обвинять в желании попиариться?